Важно!
Порядок изменения цены контракта в соответствии с ПП РФ № 1315
Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • 1.58. Вопрос: Организация разработала проект на строительство отдельно стоящего административного здания общей площадью 1500 квадратных метров, количество этажей – 2. Согласно пункту 2 статьи 49 Градостроительного кодекса государственная экспертиза в отношении такого объекта не проводится. Однако, газораспределительной организацией выданы технические условия на газоснабжение здания, в которых указана точка подключения – газопровод среднего давления. Для снижения давления газа необходимо предусмотреть установку шкафного газорегуляторного пункта с устройством обогрева. Разработан раздел проекта по прокладыванию наружного газопровода. Просим разъяснить следующее: государственная экспертиза проводится на весь указанный объект строительства (административное здание) или исключительно на проект по наружному газопроводу?
    Наружный газопровод, предназначенный для газоснабжения проектируемого административного здания, не может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства этого здания. Таким образом, в соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, газопровод не может рассматриваться как отдельный этап строительства. В случае если строительство указанного газопровода планируется осуществить за пределами границ земельного участка административного здания либо параметры давления газопровода превышают параметры, установленные для особо опасных и технически сложных объектов пунктом 11(а) части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственной экспертизе подлежит проектная документация в целом по административному зданию (включая проектируемый наружный газопровод).
  • Вопрос: Что входит в состав документов для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий включая проверку достоверности определения сметной стоимости? (перечень)

    В соответствии с п.13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Положение) для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий включая проверку достоверности определения сметной стоимости предоставляются документы, указанные в пункте 13 вышеуказанного Положения, а именно:
    а) заявление о проведении государственной экспертизы;
    г) проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации;
    г(1)) ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах;
    д) задание на проектирование;
    е) результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями (в том числе к составу указанных результатов), установленными законодательством Российской Федерации;
    ж) задание на выполнение инженерных изысканий;
    ж(1)) положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной историко-культурной экспертизе в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
    з) положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    з(1)) положительное сводное заключения проведении публичного технологического аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием или обоснование инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, и копия заключения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, в случае если подготовка такого обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита является обязательным; (В связи с приостановкой действия постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" положительное сводное заключение в соответствии с подпунктом «з(1)» настоящего Положения на экспертизу не предоставляется).
    и) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика, лица, обеспечившего выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (если заявитель не является техническим заказчиком, застройщиком, лицом, обеспечившим выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы или договора о проведении государственной экспертизы в рамках экспертного сопровождения должны быть оговорены специально;
    к)  выписка из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, действительная на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику, техническому заказчику, лицу, обеспечившему выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ, или действительная на дату, предшествующую дате представления документов на государственную экспертизу не более одного месяца, в случае если застройщик, иное лицо (в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ) одновременно является лицом, осуществляющим подготовку проектной документации (представляется в случае, если в соответствии с законодательством РФ требуется членство исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий).
    В случае если проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий переданы застройщику до 1 июля 2017 г., представляются выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по подготовке проектной документации и (или) инженерным изысканиям, действительные на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику), если в соответствии с законодательством РФ получение допуска к таким работам являлось обязательным до 1 июля 2017 г.;
    к(1) документы, подтверждающие, что для исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий по основаниям, предусмотренным частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ (предоставляется, если не представлен документ, указанный в подпункте "к" настоящего пункта);
    к(2) документ, подтверждающий передачу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику, техническому заказчику или лицу, обеспечившему выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ;
    л) сведения о решении Правительства Российской Федерации о разработке и применении индивидуальных сметных нормативов (в случае, если такое решение принято в соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию");
    л(1) - л(5) решение (акт) о финансировании объекта капитального строительства;
    л(7)) в случае отсутствия решений (актов), указанных в подпунктах "л(1)" - "л(5)" настоящего пункта, а также в случае, если сметная стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанная в проектной документации, превышает сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленную в отношении объекта капитального строительства соответствующим решением (актом), - письмо руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) федерального органа исполнительной власти или организации, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) юридического лица, созданного Российской Федерацией, юридического лица, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов (для объектов, финансирование строительства, реконструкции которых планируется осуществлять за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета, средств указанных юридических лиц), либо высшего должностного лица (руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью), главы местной администрации (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью), руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) юридического лица, созданного субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) юридического лица, доля субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов (для объектов, финансирование строительства, реконструкции которых планируется осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, в том числе объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, в целях софинансирования которых из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, а также за счет средств указанных юридических лиц), либо руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) государственной компании и корпорации (в случае строительства, реконструкции объектов капитального строительства за счет средств государственной компании и корпорации без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), подтверждающее указанную в заявлении сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства, содержащее информацию о предполагаемых источниках финансирования строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных законом (решением) о бюджете, либо внебюджетных источниках;
    м)  обоснование безопасности опасного производственного объекта с приложением положительного заключения экспертизы промышленной безопасности такого обоснования;
    н)  решение (акт) руководителя главного распорядителя средств соответствующего бюджета об осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства по этапам;
    о) соглашение о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, заключенное между органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственными внебюджетными фондами, органом местного самоуправления, являющимися государственными (муниципальными) заказчиками, и бюджетными и автономными учреждениями, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования (в случае, установленном частью 1.1 статьи 48 ГрК РФ);
    п) доверенность, подтверждающая полномочия должностного лица действовать от имени органа государственной власти, органа местного самоуправления или юридического лица (представляется в случаях, предусмотренных подпунктами "л(7)" и "н" настоящего пункта).

  • Вопрос: В каких случаях, какие требования предъявляются к составу, содержанию, уровню цен, раздела проектной документации «Смета» при проведении повторной экспертизы (после получения положительного заключения по проверке достоверности)?

    В случае, если после получения положительного заключения государственной экспертизы сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление документов для проведения повторной проверки сметной стоимости осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, с учетом утвержденных сметных нормативов федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, и (или) определенных Минстроем России сметных цен строительных ресурсов на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы, при этом остальная часть сметной документации не корректируется.
    В случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по решению застройщика внесены изменения в сметную документацию без изменений физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием на проектирование в зависимости от содержания работ), в связи с применением:
    а) новых сметных норм, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения государственной экспертизы, а также индексов изменения сметной стоимости к таким федеральным единичным расценкам или сметных цен строительных ресурсов, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости;
    б) индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, проверка сметной стоимости не проводится. Такая сметная документация может быть направлена на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости по решению застройщика.

  • 2.1. Вопрос: В каких случаях проведение проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется одновременно с проведением государственной экспертизы?
    В соответствии с частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость, превышающая десять миллионов рублей, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации строительства, финансируемого с  привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов. При проведении капитального ремонта ОКС указанная сметная стоимость подлежит проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.
  • 2.3. Вопрос: Изменение каких параметров линейного объекта необходимо учитывать при направлении документов для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта?
    В соответствии с пунктом 14.3 статьи 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом линейных объектов понимается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. В случае если капитальный ремонт линейного объекта, финансирование которого осуществляется с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, включает работы по изменению всех параметров линейного объекта, то сметная стоимость такого капитального ремонта подлежит обязательной проверке на предмет достоверности ее определения на основании подпункта «в» пункта 27(4) Положения № 145. При этом согласно части 2 статьи 8.3 ГрК РФ требования по обязательному проведению проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта установлены для всех объектов капитального строительства, указанных в названной части, независимо от видов и объемов работ по капитальному ремонту, а также изменяемых параметров. Однако,  Положением  №145  не  предусмотрены основания для отказа в приеме документов в случае если по капитальному ремонту предусмотрены не все виды работ . Таким образом, в случае если заявителем в установленном порядке представлены документы для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта линейного объекта, по которому выполняемые работы подпадают под определение понятия «капитальный ремонт линейного объекта», установленного пунктом 14.3 статьи 1 ГрК РФ, но при этом изменяются не все параметры линейного объекта, то такие документы могут быть приняты к рассмотрению для проведения государственной экспертизы в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости.
  • 2.4. Вопрос: Какие организации уполномочены на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта в отношении объектов капитального строительства структурных подразделений федеральных государственных органов?
    Организации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости, определяются в соответствии с положениями подпунктов б) и б(1)) пункта 2 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий". В соответствии с абзацем 2 подпункта б) пункта 2 указанного постановления в отношении объектов, капитальный ремонт которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, государственная экспертиза проводится государственным (бюджетным или автономным) учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ФАУ «Главгосэкспертиза России»).
  • 2.5. Вопрос: В каких случаях осуществляется проведение повторной проверки достоверности определения сметной стоимости после получения положительного заключения?
    Основания для проведения повторной государственной экспертизы в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, указаны в пункте 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение № 145), а именно: а) внесение изменений в проектную документацию, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ), - в данном случае проведение повторной государственной экспертизы является обязательным; б) внесение изменений в проектную документацию, предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, - в данном случае проведение повторной государственной экспертизы осуществляется по инициативе застройщика. Кроме того, застройщик или технический заказчик на основании пункта 2 части 3.3 ГрК РФ по собственной инициативе может направить проектную документацию (включая случаи, когда в неё вносились изменения) для проведения повторной экспертизы. Вместе с тем, при внесении изменений в сметную документацию следует учитывать положения пункта 45 (13) Положения № 145, согласно которому сметная документация направляется на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, если застройщиком принято решение о внесении изменений в сметную документацию, связанных исключительно с применением новых сметных норм, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения, а также индексов изменения сметной стоимости к таким федеральным единичным расценкам или сметных цен строительных ресурсов, без внесения изменений в физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения, предусмотренные проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком). В случае, когда внесение изменений в сметную документацию связано только с применением индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, необходимость направления такой документации для повторного рассмотрения определяется застройщиком самостоятельно.
  • 2.6. Вопрос: Кто вправе обратиться с заявлением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости?
    В соответствии с абзацем 1 пункта 2 и подпунктом "и" пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 заявителем для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости может выступать технический заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы, а также лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), или лицо, действующее от его имени на основании документов, подтверждающих полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика, лица, обеспечившего выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ, в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально.
  • 2.7. Вопрос: Сметная стоимость каких объектов капитального строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения?
    В соответствии с частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость, превышающая десять миллионов рублей, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации строительства, финансируемого с  привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов. При проведении капитального ремонта ОКС указанная сметная стоимость подлежит проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.
  • 2.8. Вопрос: На основании каких требований осуществляется оформление ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах, представляемых в составе документов для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости?
    Унифицированная форма ведомостей объемов работ, учтенных в сметных расчетах, законодательством Российской Федерации не установлена. Указанные документы могут оформляться в произвольной форме с соблюдением требований, установленных ГОСТ 2.105-95. «Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам».