Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Другие вопросы
    Вопрос: Можно ли разъяснить порядок отнесения строительных ресурсов к материалам или оборудованию в составе сметной документации?

    При отнесении строительных ресурсов к материалам или оборудованию необходимо руководствоваться техническими частями, вводными указаниями к отделам и разделам, а также общими положениями соответствующих сборников сметных норм (ГЭСН-2020), федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемых в строительстве (ФССЦ-2001), а также действующими методическими документами.

    Согласно пункту 2.7.1 методических рекомендаций по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования и пусконаладочных работ, утвержденных приказом Минстроя России от 04.09.2019 № 511/пр (далее – Методические рекомендации), потребность в материальных ресурсах определяется на основании действующих сборников нормативных показателей расхода материалов на основные виды монтажных работ. В калькуляциях расхода материальных ресурсов и сводках затрат к ним не учитываются материалы и изделия, расходуемые в процессе монтажа, но относимые к оборудованию. Перечень материалов и изделий, не подлежащих включению в нормы на монтаж оборудования и учитываемых как оборудование, приведен в приложении 6 Методических рекомендаций (по видам оборудования). Перечень материальных ресурсов, учитываемых как оборудование, по группам (маркам) приведен в сборнике ФССЦ-2001, утвержденного приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 876/пр «О включении в федеральный реестр сметных нормативов информации о федеральных единичных расценках». Представленный порядок отнесения строительных ресурсов к материалам или оборудованию распространяется на работы, стоимость выполнения которых определяется по сметным нормам (единичным расценкам) на монтаж оборудования (ГЭСНм-2020, ФЕРм-2001).

    Материалы и изделия производственно-технического назначения, не включенные в указанные перечни к ГЭСНм-2020 и ФЕРм-2001, относятся к оборудованию.

  • Другие вопросы
    Вопрос: В каких случаях и на какой объем бетона необходимо применять надбавки по морозостойкости и водонепроницаемости к изделиям из тяжелых бетонов и к бетонным смесямпри составлении сметной документации с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов?

    Согласно пункту 3 приложения 15 к сборнику «Цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве», утвержденного приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 876/пр «О включении в федеральный реестр сметных нормативов информации о федеральных единичных расценках» (в актуальной редакции) (далее – ФССЦ 81-01-2001), в сметных ценах на изделия из тяжелых бетонов, включая сами бетонные смеси (далее – изделия и смеси), учтены марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости в соответствии с проектными марками бетона по прочности на сжатие, указанные в таблице 1 Приложения 15 к ФССЦ 81-01-2001.

    При этом пунктом 4 и таблицей 2 Приложения 15 к ФССЦ 81-01-2001 установлена надбавка к оптовой цене за 1 «м3» бетона в плотном теле, если к бетонам на портландцементе предъявляются требования по морозостойкости или по водонепроницаемости выше указанных в таблице 1 для соответствующих марок по прочности на сжатие. Указанные надбавки приведены только к бетонам на портландцементе и применяются за объем бетона, соответствующего измерителю сметных норм (ГЭСН).

    Ввиду отсутствия в таблице 1 Приложения 15 к ФССЦ 81-01-2001 марок бетона по прочности на сжатие ниже М150 надбавки к оптовой цене соответствующих бетонов, предусмотренные пунктом 4 и таблицей 2 Приложения 15 к ФССЦ 81-01-2001, не применяются.

    Согласно пункту 5 Приложения 15 к ФССЦ 81-01-2001 при применении надбавки по морозостойкости пересчет по водонепроницаемости не производится. Корректировка стоимости изделий и смесей в меньшую сторону при пониженных требованиях по морозостойкости и водонепроницаемости по сравнению с таблице 1 Приложения 15 к ФССЦ 81-01-2001 не производится.

  • Другие вопросы
    Вопрос: Разъяснить правила заполнения формы локального сметного расчета приложения № 2 к приказу № 421/пр от 04.08.2020 г. В шапке локальной сметы предлагается указывать сумму средств на оплату труда рабочих. В каком уровне цен должны указываться эти затраты в шапке сметы с учетом того, что индекс СМР применяется только для расчета общей стоимости строительства, а при применении его к отдельным видам затрат цифры получаются некорректными (судя по индексу на пусконаладочные работы, заработная плата заложена в смету с индексом примерно в два раза больше, чем индекс к СМР).

    Определение сметной стоимости по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

    В соответствии с пунктом 11 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика), при определении сметной стоимости базисно-индексным методом применяются индексы изменения сметной стоимости, сведения о которых включены в ФРСН, на текущий период (при наличии) для соответствующих видов объектов капитального строительства и субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), либо индексы изменения сметной стоимости, сведения о которых последними включены в ФРСН, в том числе:
    - индексы изменения сметной стоимости по видам объектов капитального строительства, в том числе: рассчитываемые для применения к сметной оплате труда, к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов, к сметной стоимости материалов, изделий и конструкций (далее - индексы к элементам прямых затрат), рассчитываемые для применения к сметной стоимости строительно-монтажных работ, с учетом накладных расходов и сметной прибыли (далее - индексы к СМР), в целом по объекту капитального строительства;
    - индексы изменения сметной стоимости, рассчитываемые для применения к единичным расценкам или к стоимости элементов прямых затрат единичных расценок.

    Согласно пункту 43 Методики рекомендуемые образцы локальных сметных расчетов (смет) приведены для базисно-индексного метода в Приложении № 2 к Методике.

    В соответствии с пунктом 44 Методики сметная стоимость строительства, определенная с применением базисно-индексного метода, приводится в локальных сметных расчетах (сметах) в двух уровнях цен: базисном и текущем.

    При определении сметной стоимости строительства в базисном уровне цен заполняются все графы шапки формы локального сметного расчета (сметы).

    При заполнении шапки формы локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода с применением индекса к СМР в текущем уровне цен заполняются все графы, за исключением графы «средства на оплату труда рабочих».

    При заполнении шапки формы локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода с применением индексов к элементам прямых затрат в текущем уровне цен заполняются все графы.

  • Другие вопросы
    Вопрос: Какие глобальные перемены ожидаются в ценообразовании проектно-изыскательских работ? Останутся ли справочники базовых цен приоритетными нормативными документами в этом направлении?
    В соответствии с пунктом 33 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметными нормативами являются сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.
    Таким образом, Справочники базовых цен на проектные и изыскательские работы не являются сметными нормативами.
    При этом сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30.09.2017 или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение условий, предусмотренных в статье 3 Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
    Дополнительно сообщается, что ФАУ «Главгосэкспертиза России» в настоящее время разрабатываются методики разработки сметных нормативов на работы по подготовке проектной документации и инженерные изыскания в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  • Другие вопросы
    Вопрос: В какую главу сводного сметного расчета стоимости строительства необходимо включать затраты по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения в части подключения к сетям связи (на постоянной основе) в случае, когда оператор связи самостоятельно и полностью выполняет все работы по подключению (включая проектирование и строительство) и выдает Заказчику в форме коммерческого предложения стоимость предлагаемого комплекса работ по обеспечению услугами связи?
    В соответствии с правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83 (далее – Постановление) к сетям инженерно-технического обеспечения относится совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
    Учитывая изложенное, сети связи не относятся к сетям инженерно-технического обеспечения, указанным в Постановлении.
    Условие оплаты тарифа за подключение объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры, приведенное в письме Минрегиона России от 09.10.2008 №25705 «О плате за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», к сетям связи не применяется.
    Порядок оказания услуг связи, регулирования тарифов, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для обеспечения государственных или муниципальных нужд приведен в федеральном законе «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ.
  • Другие вопросы
    Вопрос: Разъяснить правомерность принятого проектным институтом решения по корректировке СД, и указать по какому нормативному документу РФ стальные металлоконструкции подразделяются на решётчатые и сплошные.
    При определении стоимости работ по антикоррозионной защите отнесение металлоконструкций в зависимости от конфигурации к решетчатым или сплошным выполняется на основании проектной документации.
    Схемы и описание решетчатых конструкции приведены в СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81».
    При составлении сметной документации выбор (обоснование) той или иной расценки из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции заказчика строительства и организации, разрабатывающей проектную документацию.
    В качестве справочного материала сообщаем, что площадь поверхности стальных горячекатаных профилей по сортаменту стандартов и технических условий для определения величины поверхности строительных стальных конструкций на стадии разработки рабочих чертежей, подлежащих защите от коррозии, приведена в Приложении №2 к ЕНиР 8.1-22а Сборника Е8 «Отделочные покрытия строительных конструкций» выпуск 8 «Отделочные работы».
    В соответствии с пунктом 2.13.3. «Общие положения. Исчисления объемов работ» части 13 ГЭСН-2001 «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии» площадь окраски стальных металлоконструкций определяется по приложению 13.1 части 13 ГЭСН — 2001 «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии», в котором приведены соотношения веса и площади для различных профилей стального проката.
    Коэффициенты к сметным нормам, приведенные в пунктах 3.11 и 3.13 приложении 13.2. раздела «Общие положения» части 13 «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии» учитывают условия применения ГЭСН части 13.
  • Другие вопросы
    Вопрос: Можно ли пользоваться справочником ЕНИР при расчете стоимости строительных работ объектов, финансируемых из федерального бюджета?
    В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87,
    в составе проектной документации разрабатывается сметная документация, включающая сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
    Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления). Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 г.
    При разработке сметной документации, проверке достоверности определения сметной стоимости и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора) применяются сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
    Согласно пункту 3.2 «Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы» единичные расценки, предназначены для определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ, монтажа оборудования и пусконаладочных работ и в комплексе с другими сметными нормативами используются для определения сметной стоимости строительства базисно-индексным методом в порядке, установленном действующими методическими документами.
    Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (далее – ЕНиР), используются в составе нормативной базы для разработки государственных элементных сметных норм (ГЭСН), на основе которых разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы.
    В соответствии с общими положениями по применению ЕНиР последние относятся к производственным нормам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы и предназначены в основном для разработки укрупненных и комплексных норм, составления калькуляций затрат труда и заработной платы, а также других аналогичных нормативных документов, при этом если на стройке применяются более совершенная организация или технология производства, новые более эффективные материалы и конструкции, более производительные машины или оборудование, чем это предусмотрено ЕНиР, пользоваться указанными нормами не допускается.
    В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора заказчиками и исполнителями (подрядчиками) формируется смета, определяющая цену работ по договору в уровне цен на весь период реализации контракта.
    Расчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом (договором) в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также со статьей 746 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  • Затраты на зимнее удорожание
    Вопрос: Разъяснить применение нормативов зимнего удорожания в лимитированных затратах согласно ГСН 81-05-02-2007 «Сборник сметных норм дополнительных затрат по видам работ при производстве строительно-монтажных». При составлении ЛСР на монтаж кабельной перемычки и соединительных муфт на открытом воздухе в траншее по Сборнику ФЕРм №8 нами был применен норматив п. 51.2 «Монтаж оборудования. Работы по прокладке силового кабеля по Сборнику №8 и кабелей связи по Сборнику №10». При проверке ЛСР Заказчик утверждает, что к данным работам необходимо применять норматив п. 33.1 «Линии электропередачи напряжением 0,4 - 35 кВ», аргументируя названием Договора подряда «Аварийно-восстановительный ремонт линий электропередач, электрооборудования», с чем мы не согласны, т.к. считаем, что данный норматив правомерно применять, если смета составлена с использованием Сборника ФЕР №33. Просим дать ответ, кто прав и какой норматив будет правильно применить к вышеуказанным работам?

    Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. Указанная сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

    Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ в зимнее время определяются на основе норм Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2007 (далее – ГСН 81-05-02-2007), рекомендованного к применению письмом Росстроя от 28.03.2007 № СК-1221/02, и Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81-05-02-2001, утвержденного постановлением Госстроя России от 19.06.2001 № 61.

    Согласно пункту 2 Общих положений ГСН 81-05-02-2007 сметные нормы по конструкциям и видам работ, приведенные в разделе II являются основой для разработки сметных норм по видам строительства, приведенных в разделе I. Сметные нормы по видам строительства раздела I предназначены для определения дополнительных затрат, связанных с производством работ в зимнее время, при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства.

    Учитывая изложенное, дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время определяются с применением сметных норм по видам строительства раздела I ГСН 81-05-02-2007.

    Выбор (обоснование) того или иного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, разрабатывающей проектную документацию, и застройщика или уполномоченного застройщиком технического заказчика.