Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Вопрос: Подлежат ли оценке результаты инженерных изысканий при проведении экспертного сопровождения?
    Предмет экспертного сопровождения, согласно части 3.9 статьи 49 ГрК РФ и пункта 45(2) Положения  № 145, включает оценку соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ), требованиям указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая оценку совместимости изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.
    Как видно из приведенных норм предмет экспертного сопровождения не включает оценку результатов инженерных изысканий, а также оценку достоверности определения сметной стоимости (в случае если изменения вносились в смету на строительство, реконструкцию). Таким образом, в случае внесения изменений в результаты инженерных изысканий их оценка на соответствие требованиям технических регламентов осуществляется только в рамках проведения повторной государственной экспертизы.
    В соответствии с пунктом 45(9) Положения  № 145 результатом оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения является заключение, содержащее выводы о подтверждении (положительное заключение) или неподтверждении (отрицательное заключение) соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.
    В том случае, если изменения, внесенные в проектную документацию, не соответствуют инженерным изысканиям, получившим положительное заключение государственной экспертизы, в соответствии с пунктом 45(9) Положения  № 145 результатом оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения будет являться отрицательное заключение.
  • Вопрос: В каком случае заключение об экспертном сопровождении включается в ЕГРЗ
    В рамках договора об экспертном сопровождении экспертной организации будут оцениваться изменения, вносимые в проектную документацию, и выдаваться заключения об их соответствии (не соответствии) установленным требованиям. Такое заключение не будет являться заключением повторной экспертизы и не подлежит включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации (далее – ЕГРЗ).
    Если в ходе экспертного сопровождения в проектную документацию будут внесены изменения, требующие проведения экспертизы проектной документации (например, если такие изменения затрагивают несущие конструкции объекта или влекут превышение установленной стоимости строительства), то экспертная организация, осуществляющая экспертное сопровождение, в целях получения застройщиком заключения о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации по итогам внесения этих изменений (по результатам проведенного экспертного сопровождения) выдает заключение экспертизы проектной документации. Сведения о таком заключении подлежат включению в ЕГРЗ.
  • Вопрос: Что является предметом экспертного сопровождения
    При проведении оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения осуществляется оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая оценку совместимости изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.
    Предмет экспертного сопровождения установлен частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ и пунктом 45(2) Положения  № 145, в соответствии с которым оценка результатов инженерных изысканий, а также оценка достоверности определения сметной стоимости (в случае если изменения вносились в смету на строительство, реконструкцию) при проведении экспертного сопровождения  не осуществляются.
    При выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения в случае, установленном в подпункте «б» пункта 17(4) Положения  № 145, осуществляется проверка сметной стоимости.
  • Вопрос: О порядке подготовки и применения заключений по результатам оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, в рамках экспертного сопровождения, проводимого в ФАУ «Главгосэкспертиза России»
    Федеральным законом от 27 июня 2019 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации , предусматривающие введение института экспертного сопровождения (части 3.9 – 3.11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
    Застройщики (технические заказчики) получили возможность направления внесенных в проектную документацию изменений на повторную экспертизу проектной документации, осуществляемую в форме экспертного сопровождения.
    Порядок проведения экспертного сопровождения установлен в Положении об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденном постановлениям Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 .
    Суть экспертного сопровождения заключается в том, что в рамках договора об экспертном сопровождении, заключаемого на 1 год, застройщик (технический заказчик) вправе представлять в  ФАУ «Главгосэкспертиза России»  любые внесенные в проектную документацию изменения, которые в течение короткого срока (10-20 рабочих дней – в зависимости от объема вносимых изменений) рассматриваются на предмет их соответствия требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.
    Таким образом, предмет оценки изменений проектной документации в ходе экспертного сопровождения идентичен предмету государственной экспертизы проектной документации.
    По итогам каждой проведенной оценки Учреждением выдается заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, содержащее указанные в части 3.9 Градостроительного кодекса выводы в отношении изменений, внесенных в проектную документацию (далее – «промежуточное» заключение). «Промежуточное» заключение не подлежит включению в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства )далее - ЕГРЗ) .
    При этом согласно части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса при осуществлении государственного строительного надзора проводится проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной проектной документации с учетом изменений, внесенных в проектную документацию, в том числе, в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса, то есть с учетом выданных в установленном порядке «промежуточных» заключений.
    Отдельно следует отметить, что в случае внесения в ходе экспертного сопровождения изменений в проектную документацию, требующих проведения экспертизы, в целях получения указанного в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации выдается заключение повторной государственной экспертизы проектной документации («итоговое» заключение), сведения о котором подлежат включению в ЕГРЗ.
    Одновременно обращаем внимание, что Градостроительный кодекс не ставит в зависимость реализацию вышеуказанных положений от наличия утвержденной формы «промежуточного» заключения.
  • Вопрос: Повторное проведение экспертного сопровождения
    Договор об экспертном сопровождении заключатся на 1 год, срок действия такого договора может быть продлен на срок не более одного года. Количество пролонгаций договора не ограничено.
    В пределах срока действия договора об экспертном сопровождении заявителем неограниченное число раз могут представляться внесенные в проектную документацию изменения для проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения.
    В рамках одного договора об экспертном сопровождении может быть проведено неограниченное число оценок соответствия в рамках экспертного сопровождения, по результатам которых может быть выдано несколько заключений государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения.
  • Вопрос: Результат проведения экспертного сопровождения
    Результатом оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения является заключение, содержащее выводы о подтверждении (положительное заключение) или неподтверждении (отрицательное заключение) соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.
    В случае представления заявления, указанного в подпункте «а» пункта 17(4) Положения  № 145, заявителю выдается заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) внесенных в проектную документацию изменений требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.
    В случае представления заявления, указанного в подпункте «б» пункта 17(4) ПА 145, заявителю выдается заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) внесенных в проектную документацию изменений требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились, а также о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции.
    В ЕГРЗ включаются сведения о заключениях, оформленных по результатам проведения государственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения. Для подготовки указанного заключения заявителю необходимо представить в Учреждение заявление о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения в соответствии с порядком, установленным пунктом 17(4) Положения  № 145.
  • Вопрос: Срок проведения экспертного сопровождения
    Срок проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения составляет не более 10 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 17(3) Положения № 145. Указанный срок может быть продлен организацией по проведению государственной экспертизы в случае, если изменения в проектную документацию, представляемые на оценку соответствия, внесены в 2 и более раздела проектной документации, но не более чем на 10 рабочих дней.
    Срок направления (вручения) заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения не может превышать 15 рабочих дней со дня представления в организацию по проведению государственной экспертизы заявления, указанного в подпункте «а» пункта 17(4) Положения  № 145 , и 35 рабочих дней со дня представления в организацию по проведению государственной экспертизы документов, указанных в подпункте «б» пункта 17(4) Положения  № 145.
  • Вопрос: Размер и порядок взимания платы за проведение экспертного сопровождения
    За проведение экспертного сопровождения взимается плата за год в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату заключения договора об экспертном сопровождении. При продлении договора об экспертном сопровождении размер платы составляет 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату, с которой продлевается договор об экспертном сопровождении
  • Вопрос: Заключение договора о проведении экспертного сопровождения
    С целью заключения договора об экспертном сопровождении в организацию, проводившую государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, представляются документы, предусмотренные подпунктом «а» (кроме сведений, указанных в абзацах пятом - седьмом) и «и» пункта 13 Положения  № 145,
    - заявление;
    -  документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (в случае, если заявитель не является техническим заказчиком, застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы (далее - договор) должны быть оговорены специально.
    Организация по проведения государственной экспертизы направляет заявителю проект договора после представления всех необходимых документов в установленном порядке.
    Экспертное сопровождение начинается после заключения договора об экспертном сопровождении и представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы в соответствии с договором об экспертном сопровождении.
    Договор об экспертном сопровождении заключатся на 1 год, срок действия такого договора может быть продлен на срок не более одного года. Количество пролонгаций договора не ограничено.
    В пределах срока действия договора об экспертном сопровождении заявителем неограниченное число раз могут представляться внесенные в проектную документацию изменения для проведения оценки соответствия
    в рамках экспертного сопровождения.
    Частью 3.10 статьи 49 ГрК РФ установлено, что в случае внесения в ходе экспертного сопровождения изменений в проектную документацию, требующих проведения экспертизы проектной документации, орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации, по итогам внесения этих изменений в данную проектную документацию выдает с учетом всех этих изменений заключение экспертизы проектной документации, сведения о котором подлежат включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
    Учитывая изложенное, в рамках одного договора об экспертном сопровождении может быть проведено неограниченное число оценок соответствия в рамках экспертного сопровождения, по результатам которых может быть выдано несколько заключений государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, сведения о которых подлежат включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. 
  • Вопрос: Основания для отказа в принятии представленных документов на проведение экспертного сопровождения
    Решение об оставлении без рассмотрения заявления о проведении экспертного сопровождения принимается при наличии следующих оснований:
    а) представлены не все документы, указанные в пункте 17(2) Положения  № 145;
    б) заявление, предусмотренное подпунктом «а» пункта 17(2) Положения  № 145, представлено неуполномоченным лицом.
    Основаниями для отказа в принятии документов, представленных для проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, являются:
    а) представление не всех документов, указанных в пункте 17(3) Положения  № 145, необходимых для проведения экспертного сопровождения;
    б) представление документов с нарушением требований, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 18 Положения  № 145, к формату документов, представляемых в электронной форме;
    в) нахождение на дату представления документов, указанных в пункте 17(3) Положения  № 145, на рассмотрении в организации по проведению государственной экспертизы ранее представленных документов по этому объекту капитального строительства, в отношении которых не выдано заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения или заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения;
    г) экспертное сопровождение должно осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы.