Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Вопрос: Сколько составляет срок проверки комплектности документации?
    В соответствии с п. 21 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 ""О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"" (далее - Положение № 145, Постановление № 145) проверка документов, представленных для проведения государственной экспертизы в отношении объектов, указанных в абзаце 2 подпункта (б) пункта 2 Постановления № 145, производится в течение 10 рабочих дней со дня их получения от заявителя. Примечание: действующая редакция вышеуказанного Положения № 145 содержит техническую ошибку со ссылкой на пункт 9 Положения № 145, утративший силу. Существующая техническая ошибка, будет исправлена в рамках дальнейшего внесения изменений в Постановление № 145. Минстроем России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», rоторый среди прочего предусматривает соответствующее изменение.
  • Вопрос: Каковы требования к оформлению задания на проектирование?
    Действующими национальными стандартами требования к оформлению задания на проектирование не установлены.
    Вместе с тем существует национальный стандарт "ГОСТ 21.301-2014. Межгосударственный стандарт. Система проектной документации для строительства. Основные требования к оформлению отчетной документации по инженерным изысканиям" (утв. Приказом Росстандарта от № 1831-ст).
  • Вопрос: Что входит в состав документов для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий включая проверку достоверности определения сметной стоимости? (перечень)

    В соответствии с п.13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Положение) для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий включая проверку достоверности определения сметной стоимости предоставляются документы, указанные в пункте 13 вышеуказанного Положения, а именно:
    а) заявление о проведении государственной экспертизы;
    г) проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации;
    г(1)) ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах;
    д) задание на проектирование;
    е) результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями (в том числе к составу указанных результатов), установленными законодательством Российской Федерации;
    ж) задание на выполнение инженерных изысканий;
    ж(1)) положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной историко-культурной экспертизе в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
    з) положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    з(1)) положительное сводное заключения проведении публичного технологического аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием или обоснование инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, и копия заключения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, в случае если подготовка такого обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита является обязательным; (В связи с приостановкой действия постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" положительное сводное заключение в соответствии с подпунктом «з(1)» настоящего Положения на экспертизу не предоставляется).
    и) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика, лица, обеспечившего выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (если заявитель не является техническим заказчиком, застройщиком, лицом, обеспечившим выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы или договора о проведении государственной экспертизы в рамках экспертного сопровождения должны быть оговорены специально;
    к)  выписка из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, действительная на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику, техническому заказчику, лицу, обеспечившему выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ, или действительная на дату, предшествующую дате представления документов на государственную экспертизу не более одного месяца, в случае если застройщик, иное лицо (в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ) одновременно является лицом, осуществляющим подготовку проектной документации (представляется в случае, если в соответствии с законодательством РФ требуется членство исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий).
    В случае если проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий переданы застройщику до 1 июля 2017 г., представляются выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по подготовке проектной документации и (или) инженерным изысканиям, действительные на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику), если в соответствии с законодательством РФ получение допуска к таким работам являлось обязательным до 1 июля 2017 г.;
    к(1) документы, подтверждающие, что для исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий по основаниям, предусмотренным частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ (предоставляется, если не представлен документ, указанный в подпункте "к" настоящего пункта);
    к(2) документ, подтверждающий передачу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику, техническому заказчику или лицу, обеспечившему выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ;
    л) сведения о решении Правительства Российской Федерации о разработке и применении индивидуальных сметных нормативов (в случае, если такое решение принято в соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию");
    л(1) - л(5) решение (акт) о финансировании объекта капитального строительства;
    л(7)) в случае отсутствия решений (актов), указанных в подпунктах "л(1)" - "л(5)" настоящего пункта, а также в случае, если сметная стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанная в проектной документации, превышает сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленную в отношении объекта капитального строительства соответствующим решением (актом), - письмо руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) федерального органа исполнительной власти или организации, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) юридического лица, созданного Российской Федерацией, юридического лица, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов (для объектов, финансирование строительства, реконструкции которых планируется осуществлять за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета, средств указанных юридических лиц), либо высшего должностного лица (руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью), главы местной администрации (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью), руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) юридического лица, созданного субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) юридического лица, доля субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов (для объектов, финансирование строительства, реконструкции которых планируется осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, в том числе объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, в целях софинансирования которых из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, а также за счет средств указанных юридических лиц), либо руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) государственной компании и корпорации (в случае строительства, реконструкции объектов капитального строительства за счет средств государственной компании и корпорации без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), подтверждающее указанную в заявлении сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства, содержащее информацию о предполагаемых источниках финансирования строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных законом (решением) о бюджете, либо внебюджетных источниках;
    м)  обоснование безопасности опасного производственного объекта с приложением положительного заключения экспертизы промышленной безопасности такого обоснования;
    н)  решение (акт) руководителя главного распорядителя средств соответствующего бюджета об осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства по этапам;
    о) соглашение о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, заключенное между органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственными внебюджетными фондами, органом местного самоуправления, являющимися государственными (муниципальными) заказчиками, и бюджетными и автономными учреждениями, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования (в случае, установленном частью 1.1 статьи 48 ГрК РФ);
    п) доверенность, подтверждающая полномочия должностного лица действовать от имени органа государственной власти, органа местного самоуправления или юридического лица (представляется в случаях, предусмотренных подпунктами "л(7)" и "н" настоящего пункта).

  • Применение ФЕР, ТЕР, ГЭСН, сметных нормативов.
    Вопрос: При сооружении металлического пролетного строения моста методом скольжения, используется индивидуальная вспомогательная конструкция - аванбек. Работы по монтажу и демонтажу конструкции учтены расценкой 30-04-009-01. После окончания работ конструкция сдается в металлолом (стоимость материалов конструкции учтена в ЛСР отдельной строкой). Вопрос:
    1. Можно ли данную конструкцию учитывать с оборачиваемостью?
    2. Как в соответствии с новой Методикой (утв. приказом 421/пр от 04.08.2020 г.), правильно учитывать возвратные суммы, в документе о них ничего не сказано.

    Определение сметной стоимости по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

    1. Согласно пункту 35 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика), сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и количества, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.

    В соответствии с пунктами 67, 68 Методики сметная стоимость материальных ресурсов, используемых несколько раз при выполнении отдельных видов работ в соответствии с технологией строительного производства (далее - оборачиваемые ресурсы), определяется на основании данных об их количестве с учетом неоднократной оборачиваемости, приведенных в сметных нормах. Сметная стоимость оборачиваемых ресурсов, учтенных в сметных нормах с обобщенным наименованием и указанием кода группы или не учтенных в единичных расценках и приведенных с литерой «П», определяется с учетом их нормативной оборачиваемости, указанной в соответствующих разделах сборников сметных норм (единичных расценок).

    Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в составе проекта организации строительства (далее – ПОС) предусмотрено обоснование потребности строительства во временных зданиях и сооружениях с указанием перечня специальных вспомогательных сооружений, стендов, установок, приспособлений и устройств, требующих разработки рабочих чертежей для их строительства (при необходимости).

    В соответствии с пунктом 2.7.5 Методических рекомендаций по разработке сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы, утвержденными приказом Минстроя России от 04.09.2019 № 509/пр (далее – Методические рекомендации), потребность в оборачиваемых материалах определяется с учетом возврата после каждой разборки устройств и дополнительного расхода материалов на их восстановление в соответствии с правилами разработки норм расхода материалов в строительстве.

    Нормы оборачиваемости отдельных видов материалов, изделий и конструкций приведены в Приложении 6 к Методическим рекомендациям. Для видов материалов, не указанных в Приложении 6 к Методическим рекомендациям, кратность оборачиваемости определяется на основании ПОС, других проектных данных, а при их отсутствии - по расчету.

    2. Согласно пункту 26 Методики сметные расчеты разрабатываются по рекомендуемым образцам, приведенным в приложениях № 2 - 7 к Методике. При этом положениями Методики не предусмотрен порядок определения возвратных сумм при формировании сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования.

    Приведение в рекомендуемых образцах информации о возвратных суммах, которые до ввода в действие Методики предусматривались за итогом сводного сметного расчета стоимости строительства и не влияли на величину сметной стоимости строительства, положениями Методики не предусмотрено.


  • Применение ФЕР, ТЕР, ГЭСН, сметных нормативов.
    Вопрос: Как правильно определить объем привозного грунта (в разрыхленном состоянии) для обратной засыпки котлованов, пазух, подсыпки под полы или в насыпь при вертикальной планировке.

    В соответствии с пунктом 35 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр, сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и количества, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.

    Согласно «СП 45.13330.2017. Свод правил. Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87», утвержденному и введенному в действие приказом Минстроя России от 27.02.2017 № 125/пр, коэффициент уплотнения грунта принимается на основании проектных данных.

    Объем земляных работ при составлении сметной документации на обратных засыпках в котлованах, траншеях, дренажах и других сооружениях исчисляется по проектному геометрическому объему грунта в насыпи или в ином конструктивном элементе с учетом значения коэффициента относительного уплотнения.

    В соответствии с пунктом 1.1.9 раздела I «Общие положения» «Сборника 1. Земляные работы» ГЭСН 81-02-01-2020 массу транспортируемого грунта следует принимать по приложению 1.1, а при отклонении показателей средней плотности грунта от приведенной в приложении 1.1 более чем на 5 % – по данным инженерно-геологических изысканий.

    При этом объем грунта, подлежащего вывозке автомобильным транспортом, исчисляется по проектным размерам, объем грунта, подлежащий подвозке автотранспортом на объект для засыпки пазух, подсыпки под полы или в насыпь вертикальной планировки исчисляется по проектным размерам с добавлением на потери:

    • при транспортировании автотранспортом на расстояние до 1 км – 0,5 %;
    • при транспортировании автотранспортом на расстояние более 1 км – 1,0 %;
    • при перемещении грунта бульдозерами по основанию, сложенному грунтом другого типа:
    • при обратной засыпке траншей и котлованов – 1,5 %;
    • при укладке в насыпи – 2,5 %.

    Учитывая изложенное, объем привозного грунта (в разрыхленном состоянии) для обратных засыпок в котлованах, траншеях, дренажах и других сооружениях необходимо определять по геометрическому объему с учетом коэффициентов уплотнения, а также исчисления потерь при транспортировке грунтов.

     

    Пример расчета потребности в песке при обратной засыпке котлована бульдозером.

    По проекту объем работ при обратной засыпке пазух составляет 1000 м³ песка. Коэффициент уплотнения предусмотренный проектом равен К упл.= 0,95. Транспортировка песка осуществляется на расстояние более 1 км.

    Потребность в песке составит:

    1000/0,95*1,01*1,015=1079 м³, где:

    1000 м³ – проектный объем песка для обратной засыпки котлована;
    0,95 – коэффициент уплотнения принятый на основании проектных данных;
    1,01 – 1,0 % потери при транспортировке песка на расстояние более 1 км;
    1,015 – 1,5 % потери при перемещении песка бульдозером по основанию, сложенному грунтом другого типа.

  • Вопрос: Повторное проведение государственной экспертизы

    Правила внесения изменений в проектную документацию установлены в разделе 7 ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» (включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Приказ Росстандарта от 2 апреля 2020 г. № 687), которые применяются с учетом требований, установленных в ГОСТ 2.051-2013 «Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие Положения » для электронных документов.
    В соответствии с пунктом 45 Положения  № 145 экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.
    Таким образом, изменения, вносимые в проектную документацию, должны соответствовать результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза. Несоответствие проектной документации результатам инженерных изысканий является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы на основании пункта 1 части 9 статьи 49 ГрК РФ.
    К заявлению о проведении повторной государственной экспертизы прилагается справка, подписанная главным инженером проекта, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий (пункт 44(2) Положения № 145).
    При необходимости в результаты инженерных изысканий могут вносится изменения, которые описываются вместе с изменениями, внесенными в проектную документацию, в справке, подписываемой главным инженером проекта и прилагаемой к заявлению о проведении повторной государственной экспертизы (пункт 44(2) Положения № 145).

  • Вопрос: В каких случаях, какие требования предъявляются к составу, содержанию, уровню цен, раздела проектной документации «Смета» при проведении повторной экспертизы (после получения положительного заключения по проверке достоверности)?

    В случае, если после получения положительного заключения государственной экспертизы сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление документов для проведения повторной проверки сметной стоимости осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, с учетом утвержденных сметных нормативов федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, и (или) определенных Минстроем России сметных цен строительных ресурсов на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы, при этом остальная часть сметной документации не корректируется.
    В случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по решению застройщика внесены изменения в сметную документацию без изменений физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием на проектирование в зависимости от содержания работ), в связи с применением:
    а) новых сметных норм, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения государственной экспертизы, а также индексов изменения сметной стоимости к таким федеральным единичным расценкам или сметных цен строительных ресурсов, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости;
    б) индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, проверка сметной стоимости не проводится. Такая сметная документация может быть направлена на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости по решению застройщика.

  • Вопрос: Повторное проведение государственной экспертизы

    Проектная документация (часть проектной документации в случае, предусмотренном подпунктом «г» пункта 13 Положения  № 145) и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 раза и более) на государственную экспертизу:
    а) после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы;
    б) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ;
    в) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, - по инициативе заявителя.
    В соответствии с пунктом 45 Положения  № 145 экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.
    Таким образом, изменения, вносимые в проектную документацию, должны соответствовать результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза. Несоответствие проектной документации результатам инженерных изысканий является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы на основании пункта 1 части 9 статьи 49 ГрК РФ.
    При необходимости в результаты инженерных изысканий могут вносится изменения, которые описываются вместе с изменениями, внесенными в проектную документацию, в справке, подписываемой главным инженером проекта и прилагаемой к заявлению о проведении повторной государственной экспертизы (пункт 44(2) Положения  № 145).

  • Вопрос: Порядок проведения повторной государственной экспертизы

    В соответствии с пунктами 44 - 45 Положения  № 145 проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы.
    Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном Положения  № 145 для проведения первичной государственной экспертизы. К заявлению о проведении повторной государственной экспертизы прилагается справка, подписанная главным инженером проекта, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий.
    Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.
    За проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату заключения договора о проведении повторной государственной экспертизы (пункт 58 Положения  № 145).
    На основании пунктов 45(1) и 58 Положения  № 145 проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий подлежат экспертной оценке в полном объеме в случае, если после проведения первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы такой проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в законодательство Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми государственная экспертиза должна осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы. В данном случае плата за проведение повторной государственной экспертизы рассчитывается как плата за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанная на дату заключения договора о проведении повторной государственной экспертизы.

  • Вопрос: Необходимость направления откорректированной проектной документации на государственную экспертизу

    Частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ установлены требования к изменениям, внесенным в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, одновременное соблюдение которых позволяет застройщику по своему решению не направлять проектную документацию на повторную экспертизу. Таким образом, утверждение застройщиком откорректированной проектной документации без направления на повторную экспертизу правомерно при соответствии изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ.
    Согласно части 15.2 статьи 48 ГрК РФ застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного главным инженером проекта.
    Внесение в проектную документацию изменений, не соответствующих всем требованиям, установленным частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, в соответствии с подпунктом «б» пункта 44 Положения  № 145, является основанием для обязательного направления проектной документации на повторную экспертизу. При этом в соответствии с частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ по решению застройщика или технического заказчика оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы (в том числе изменений, предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий может осуществляться в форме экспертного сопровождения организацией, проводившей экспертизу проектной документации.
    Для оценки соответствия описанных в обращении изменений проектной документации требованиям части 3.8 статьи 49 ГрК РФ и, соответственно, для установления наличия (отсутствия) необходимости направления указанной документации на повторную государственную экспертизу, необходима экспертная оценка всех изменений, утвержденных застройщиком.
    Дополнительно необходимо сообщить, что в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий является предметом экспертизы проектной документации.
    Наделение застройщиков правом по своему решению (при наличии соответствующего подтверждения, утвержденного главным инженером проекта) не направлять откорректированную проектную документацию на повторную государственную экспертизу презюмирует наличие у застройщика и главного инженера проекта необходимой компетенции для оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, соответственно, застройщик полномочен принимать решение об отсутствии необходимости направления проектной документации на повторную государственную экспертизу.