Важно!
Порядок изменения цены контракта в соответствии с ПП РФ № 1315
Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Другие вопросы
    Вопрос: Можно ли разъяснить порядок отнесения строительных ресурсов к материалам или оборудованию в составе сметной документации?

    При отнесении строительных ресурсов к материалам или оборудованию необходимо руководствоваться техническими частями, вводными указаниями к отделам и разделам, а также общими положениями соответствующих сборников сметных норм (ГЭСН-2020), федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемых в строительстве (ФССЦ-2001), а также действующими методическими документами.

    Согласно пункту 2.7.1 методических рекомендаций по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования и пусконаладочных работ, утвержденных приказом Минстроя России от 04.09.2019 № 511/пр (далее – Методические рекомендации), потребность в материальных ресурсах определяется на основании действующих сборников нормативных показателей расхода материалов на основные виды монтажных работ. В калькуляциях расхода материальных ресурсов и сводках затрат к ним не учитываются материалы и изделия, расходуемые в процессе монтажа, но относимые к оборудованию. Перечень материалов и изделий, не подлежащих включению в нормы на монтаж оборудования и учитываемых как оборудование, приведен в приложении 6 Методических рекомендаций (по видам оборудования). Перечень материальных ресурсов, учитываемых как оборудование, по группам (маркам) приведен в сборнике ФССЦ-2001, утвержденного приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 876/пр «О включении в федеральный реестр сметных нормативов информации о федеральных единичных расценках». Представленный порядок отнесения строительных ресурсов к материалам или оборудованию распространяется на работы, стоимость выполнения которых определяется по сметным нормам (единичным расценкам) на монтаж оборудования (ГЭСНм-2020, ФЕРм-2001).

    Материалы и изделия производственно-технического назначения, не включенные в указанные перечни к ГЭСНм-2020 и ФЕРм-2001, относятся к оборудованию.

  • Другие вопросы
    Вопрос: В каких случаях и на какой объем бетона необходимо применять надбавки по морозостойкости и водонепроницаемости к изделиям из тяжелых бетонов и к бетонным смесямпри составлении сметной документации с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов?

    Согласно пункту 3 приложения 15 к сборнику «Цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве», утвержденного приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 876/пр «О включении в федеральный реестр сметных нормативов информации о федеральных единичных расценках» (в актуальной редакции) (далее – ФССЦ 81-01-2001), в сметных ценах на изделия из тяжелых бетонов, включая сами бетонные смеси (далее – изделия и смеси), учтены марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости в соответствии с проектными марками бетона по прочности на сжатие, указанные в таблице 1 Приложения 15 к ФССЦ 81-01-2001.

    При этом пунктом 4 и таблицей 2 Приложения 15 к ФССЦ 81-01-2001 установлена надбавка к оптовой цене за 1 «м3» бетона в плотном теле, если к бетонам на портландцементе предъявляются требования по морозостойкости или по водонепроницаемости выше указанных в таблице 1 для соответствующих марок по прочности на сжатие. Указанные надбавки приведены только к бетонам на портландцементе и применяются за объем бетона, соответствующего измерителю сметных норм (ГЭСН).

    Ввиду отсутствия в таблице 1 Приложения 15 к ФССЦ 81-01-2001 марок бетона по прочности на сжатие ниже М150 надбавки к оптовой цене соответствующих бетонов, предусмотренные пунктом 4 и таблицей 2 Приложения 15 к ФССЦ 81-01-2001, не применяются.

    Согласно пункту 5 Приложения 15 к ФССЦ 81-01-2001 при применении надбавки по морозостойкости пересчет по водонепроницаемости не производится. Корректировка стоимости изделий и смесей в меньшую сторону при пониженных требованиях по морозостойкости и водонепроницаемости по сравнению с таблице 1 Приложения 15 к ФССЦ 81-01-2001 не производится.

  • Другие вопросы
    Вопрос: Разъяснить правила заполнения формы локального сметного расчета приложения № 2 к приказу № 421/пр от 04.08.2020 г. В шапке локальной сметы предлагается указывать сумму средств на оплату труда рабочих. В каком уровне цен должны указываться эти затраты в шапке сметы с учетом того, что индекс СМР применяется только для расчета общей стоимости строительства, а при применении его к отдельным видам затрат цифры получаются некорректными (судя по индексу на пусконаладочные работы, заработная плата заложена в смету с индексом примерно в два раза больше, чем индекс к СМР).

    Определение сметной стоимости по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

    В соответствии с пунктом 11 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика), при определении сметной стоимости базисно-индексным методом применяются индексы изменения сметной стоимости, сведения о которых включены в ФРСН, на текущий период (при наличии) для соответствующих видов объектов капитального строительства и субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), либо индексы изменения сметной стоимости, сведения о которых последними включены в ФРСН, в том числе:
    - индексы изменения сметной стоимости по видам объектов капитального строительства, в том числе: рассчитываемые для применения к сметной оплате труда, к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов, к сметной стоимости материалов, изделий и конструкций (далее - индексы к элементам прямых затрат), рассчитываемые для применения к сметной стоимости строительно-монтажных работ, с учетом накладных расходов и сметной прибыли (далее - индексы к СМР), в целом по объекту капитального строительства;
    - индексы изменения сметной стоимости, рассчитываемые для применения к единичным расценкам или к стоимости элементов прямых затрат единичных расценок.

    Согласно пункту 43 Методики рекомендуемые образцы локальных сметных расчетов (смет) приведены для базисно-индексного метода в Приложении № 2 к Методике.

    В соответствии с пунктом 44 Методики сметная стоимость строительства, определенная с применением базисно-индексного метода, приводится в локальных сметных расчетах (сметах) в двух уровнях цен: базисном и текущем.

    При определении сметной стоимости строительства в базисном уровне цен заполняются все графы шапки формы локального сметного расчета (сметы).

    При заполнении шапки формы локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода с применением индекса к СМР в текущем уровне цен заполняются все графы, за исключением графы «средства на оплату труда рабочих».

    При заполнении шапки формы локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода с применением индексов к элементам прямых затрат в текущем уровне цен заполняются все графы.

  • Другие вопросы
    Вопрос: Какие глобальные перемены ожидаются в ценообразовании проектно-изыскательских работ? Останутся ли справочники базовых цен приоритетными нормативными документами в этом направлении?
    В соответствии с пунктом 33 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметными нормативами являются сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.
    Таким образом, Справочники базовых цен на проектные и изыскательские работы не являются сметными нормативами.
    При этом сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30.09.2017 или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение условий, предусмотренных в статье 3 Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
    Дополнительно сообщается, что ФАУ «Главгосэкспертиза России» в настоящее время разрабатываются методики разработки сметных нормативов на работы по подготовке проектной документации и инженерные изыскания в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  • Другие вопросы
    Вопрос: В какую главу сводного сметного расчета стоимости строительства необходимо включать затраты по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения в части подключения к сетям связи (на постоянной основе) в случае, когда оператор связи самостоятельно и полностью выполняет все работы по подключению (включая проектирование и строительство) и выдает Заказчику в форме коммерческого предложения стоимость предлагаемого комплекса работ по обеспечению услугами связи?
    В соответствии с правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83 (далее – Постановление) к сетям инженерно-технического обеспечения относится совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
    Учитывая изложенное, сети связи не относятся к сетям инженерно-технического обеспечения, указанным в Постановлении.
    Условие оплаты тарифа за подключение объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры, приведенное в письме Минрегиона России от 09.10.2008 №25705 «О плате за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», к сетям связи не применяется.
    Порядок оказания услуг связи, регулирования тарифов, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для обеспечения государственных или муниципальных нужд приведен в федеральном законе «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ.
  • Другие вопросы
    Вопрос: Разъяснить правомерность принятого проектным институтом решения по корректировке СД, и указать по какому нормативному документу РФ стальные металлоконструкции подразделяются на решётчатые и сплошные.
    При определении стоимости работ по антикоррозионной защите отнесение металлоконструкций в зависимости от конфигурации к решетчатым или сплошным выполняется на основании проектной документации.
    Схемы и описание решетчатых конструкции приведены в СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81».
    При составлении сметной документации выбор (обоснование) той или иной расценки из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции заказчика строительства и организации, разрабатывающей проектную документацию.
    В качестве справочного материала сообщаем, что площадь поверхности стальных горячекатаных профилей по сортаменту стандартов и технических условий для определения величины поверхности строительных стальных конструкций на стадии разработки рабочих чертежей, подлежащих защите от коррозии, приведена в Приложении №2 к ЕНиР 8.1-22а Сборника Е8 «Отделочные покрытия строительных конструкций» выпуск 8 «Отделочные работы».
    В соответствии с пунктом 2.13.3. «Общие положения. Исчисления объемов работ» части 13 ГЭСН-2001 «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии» площадь окраски стальных металлоконструкций определяется по приложению 13.1 части 13 ГЭСН — 2001 «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии», в котором приведены соотношения веса и площади для различных профилей стального проката.
    Коэффициенты к сметным нормам, приведенные в пунктах 3.11 и 3.13 приложении 13.2. раздела «Общие положения» части 13 «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии» учитывают условия применения ГЭСН части 13.
  • Другие вопросы
    Вопрос: Можно ли пользоваться справочником ЕНИР при расчете стоимости строительных работ объектов, финансируемых из федерального бюджета?
    В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87,
    в составе проектной документации разрабатывается сметная документация, включающая сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
    Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления). Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 г.
    При разработке сметной документации, проверке достоверности определения сметной стоимости и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора) применяются сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
    Согласно пункту 3.2 «Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы» единичные расценки, предназначены для определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ, монтажа оборудования и пусконаладочных работ и в комплексе с другими сметными нормативами используются для определения сметной стоимости строительства базисно-индексным методом в порядке, установленном действующими методическими документами.
    Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (далее – ЕНиР), используются в составе нормативной базы для разработки государственных элементных сметных норм (ГЭСН), на основе которых разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы.
    В соответствии с общими положениями по применению ЕНиР последние относятся к производственным нормам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы и предназначены в основном для разработки укрупненных и комплексных норм, составления калькуляций затрат труда и заработной платы, а также других аналогичных нормативных документов, при этом если на стройке применяются более совершенная организация или технология производства, новые более эффективные материалы и конструкции, более производительные машины или оборудование, чем это предусмотрено ЕНиР, пользоваться указанными нормами не допускается.
    В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора заказчиками и исполнителями (подрядчиками) формируется смета, определяющая цену работ по договору в уровне цен на весь период реализации контракта.
    Расчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом (договором) в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также со статьей 746 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  • Вопрос: Повторное проведение аудита проектной документации
    Не предусмотрено

  • Вопрос: Результат проведения аудита проектной документации
    Результатом проведения аудита проектной документации является заключение о проведении аудита проектной документации, содержащее оценку:
    а) обоснованности принятых в проектной документации основных архитектурных, конструктивных, технологических и инженерно-технических решений;
    б) обоснованности выбора основного технологического оборудования, строительных и отделочных материалов;
    в) обоснованности планируемых сроков и этапов работ;
    г) предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства в целом и отдельных его этапов.
  • Вопрос: Срок проведения аудита проектной документации
    Аудит проектной документации проводится в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства которых планируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти или подведомственными этим органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (далее - экспертные организации), одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации в пределах срока государственной экспертизы.