Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Необходимо ли при расчете стоимости проектирования ЛВС и СКС с использованием таб. № 24 СБЦП 81-2001-02 «Объекты связи» применять понижающий коэффициент на отсутствие не характерных для проектной и рабочей документации на ЛВС/СКС разделов?
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» предусмотрен порядок проведения экспертизы в отношении документации, разработанной в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее «Положение») в объеме стадии «проектная документация».
    Данное Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на объекты производственного назначения, объекты непроизводственного назначения и линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
    При определении базисной стоимости проектных работ следует руководствоваться порядком, предусмотренным Методическими указаниями по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 № 620.
    Рекомендуемые ориентировочные относительные стоимости разработки разделов проектной и рабочей документации локальных вычислительных сетей, структурированных кабельных сетей (в процентах от базовой цены), стоимость проектирования которых предусмотрена в таблице № 24, представлены в таблицах № 28 и № 29 справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты связи», т.к. единица измерения в таблице № 24 — 1 АРМ, 1 узел.
    В соответствии с пунктом 2.46. «Порядок определения базовой цены проектных работ в зависимости от натуральных показателей объектов проектирования» под узлом сети считать: комплект персональной ЭВМ (в комплектации, позволяющей ПЭВМ работать в автономном режиме); рабочую станцию локальной сети, сетевые принтеры, сетевые мониторы, сетевые накопители и другие устройства; задействованные порты активного оборудования локальной вычислительной сети (ЛВС); информационные розетки структурированной кабельной сети (СКС), задействованные порты коммутационного оборудования СКС.
    Согласно пункту 1.8. Методических указаний при применении Справочников следует учитывать, что в Справочниках представлены рекомендуемые относительные стоимости разработки разделов проектной и рабочей документации (в процентах от базовой цены), которые могут уточняться для подразделений (отделов) проектной организации, при проектировании конкретного объекта, в пределах определенной общей стоимости проектирования, в зависимости от трудоемкости выполняемых работ.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Предусматривает ли термин «Проектная документация»» стадии «П» и «РД»?
    Имеет ли право организация осуществить финансирование разработки РД за счет средств субсидии»?
    При подготовке проектной документации состав разделов и требования к их содержанию установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.
    В отличие от ранее действовавших нормативных документов Положением не предусматривается стадийность проектирования: «ТЭО», «проект», «рабочий проект», а используются понятия «проектная документация» и «рабочая документация».
    В соответствии с п.4 Положения рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, Данное Положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки.
    При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.
    Если заданием на проектирование предусмотрена одновременная разработка проектной и полная или частичная разработка рабочей документации, то суммарный процент базовой цены определяется по согласованию между заказчиком (застройщиком) строительства и лицом, осуществляющим разработку такой документации, в зависимости от архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технологических решений, содержащихся в проектной документации, а также степени их детализации.
    Рабочая документация может быть разработана после прохождения экспертизы проектной документации. При проведении экспертизы проектной документации должна быть приложена рассчитанная стоимость разработки рабочей документации и включена в сводный сметный расчет.
    В связи с изложенным, в главе 12 «Публичный технологический и ценовой аудит, проектные и изыскательские работы» сводного сметного расчета объекта капитального строительства предусматриваются затраты на разработку проектной и рабочей документации.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Какой коэффициент принимается на стадию ПД и стадию РД от общей стоимости проектных работ, если ПД рассматривалась в Госэкспертизе в 4 кв. 2015 г.?
    Каким образом определяется стоимость проектных работ стадии РД: от фактически выполненных работ на стадии ПД или от стоимости контракта с понижающим тендерным коэффициентом. на стадию ПД?
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» предусмотрен порядок проведения экспертизы в отношении документации, разработанной в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее — «Положение») в объеме стадии «проектная документация». В соответствии с п.4 Положения, рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений.
    При этом объем, состав и содержание рабочей документации определяются техническим заказчиком (застройщиком) и указываются в задании на проектирование.
    При определении базисной стоимости проектных работ следует руководствоваться порядком, предусмотренным Методическими указаниями по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 № 620.
    Распределение базовой цены на разработку проектной и рабочей документации осуществляется в соответствии с показателями, приведенными в таблице 1 Методических указаний, и может уточняться по согласованию между исполнителем и заказчиком. Если заданием на проектирование предусмотрена одновременная разработка проектной и полная или частичная разработка рабочей документации, то суммарный процент базовой цены проектных работ определяется по согласованию между техническими заказчиком (застройщиком) строительства и лицом, осуществляющим разработку такой документации, в зависимости от архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технологических решений, содержащихся в проектной документации, а также степени их детализации.
    При выполнении проектных работ, в сокращенном против предусмотренных действующими нормативными документами составу разделов и объемов работ, их цена, независимо от способов ее расчета, определяется по ценам на разработку проектной и рабочей документации с применением понижающего коэффициента, размер которого устанавливается исполнителем по согласованию с заказчиком, в соответствии с трудоемкостью работ и относительной стоимостью разработки разделов проектной и рабочей документации.
  • Нормативы цены строительства
    24.05.2021 г.
    Вопрос: В случае если показатель НЦС рассчитывается с помощью интерполяции, и в технической части Сборника указана возможность исключения стоимости ПИР, технологического оборудования и фундаментов, исключаемые затраты также должны рассчитываться интерполяцией?

    Применение показателей укрупненных нормативов цены строительства (далее – НЦС) рекомендуется осуществлять с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта, а также его конструктивных и мощностных характеристик в соответствии с документами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), в том числе с Методикой разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения, принятой в соответствии с приказом Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр (далее – Методика).

    Методика и показатели НЦС, утвержденные в установленном порядке Минстроем России, внесены в ФРСН и размещены в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве и на официальном сайте Минстроя России.

    Расчет стоимости строительства с использованием показателей НЦС рекомендуется производить с учетом положений технических частей и Отделов 2 сборников НЦС, а также положений Методики.

    При определении потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании показателей НЦС, допускается использовать данные о стоимости проектно-изыскательских работ, технологического оборудования, работ по возведению фундаментов объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН с исключением при проведении расчетов стоимости проектно-изыскательских работ, технологического оборудования, работ по возведению фундаментов объектов, учтенной в показателе НЦС и приведенной в Отделе 2 Сборника.

    Кроме того, если параметр объекта, планируемого к строительству, отличается от указанного в таблицах, приведенных в сборниках НЦС, показатель НЦС рассчитывается путем интерполяции - в случае если такая возможность предусмотрена положениями технической части сборника НЦС, используемого для выполнения расчетов.

    На основании вышеизложенного, при необходимости выполнения расчетов с использованием показателей НЦС и одновременной корректировкой стоимости проектно-изыскательских работ, затрат на устройство фундаментов, а также технологического оборудования, учтенных в таких показателях НЦС, следует руководствоваться следующим алгоритмом.

    На первом этапе по информации, приведенной в Отделе 2 сборника НЦС, необходимо исключить стоимость указанных выше затрат из стоимости строительства объекта, используемого для разработки соответствующего показателя НЦС, и привести полученную стоимость к единице измерения показателя НЦС.

    Далее необходимо выполнить расчет показателя НЦС путем интерполяции и произвести расчет стоимости объекта, планируемого к строительству.

    На заключительном этапе к полученной стоимости необходимо добавить затраты на проектно-изыскательские работы, устройство фундаментов, а также приобретение технологического оборудования, используя данные о их стоимости в отношении объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.

  • Нормативы цены строительства
    24.05.2021 г.
    Вопрос: Каким образом рассчитать стоимость строительства поликлиники с применением НЦС при несоответствии конструктивных или объемно-планировочных решений проектным решениям, учтенным в сборнике?

    Применение показателей укрупненных нормативов цены строительства (далее – НЦС) рекомендуется осуществлять с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта, а также его конструктивных и мощностных характеристик в соответствии с документами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), в том числе с Методикой разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения, принятой в соответствии с приказом Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр (далее – Методика).

    Расчет стоимости строительства объектов здравоохранения с использованием НЦС рекомендуется производить с учетом положений технической части сборника НЦС 81-02-04-2021 «Объекты здравоохранения» (в редакции приказа Минстроя России от 11.03.2021 № 131/пр) (далее – Сборник), Отдела 2 Сборника, а также положений Методики.

    Сборник, утверждённый в установленном порядке Минстроем России, внесен в ФРСН и размещен в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве и на официальном сайте Минстроя России.

    Перечень работ и затрат, включенных в показатели НЦС, приведен в технической части и Отделе 2 Сборника.

    В соответствии с пунктами 10, 11 технической части Сборника в случаях если конструктивные, технологические, объемно-планировочные решения объекта капитального строительства отличаются от решений, предусмотренных для соответствующего показателя в Отделе 2 Сборника, и такие отличия не могут быть учтены применением поправочных коэффициентов, включенных в Сборник, а также для показателей НЦС, по которым в Отделе 2 Сборника отсутствует информация об основных технических характеристиках конструктивных решений и видах работ объекта-представителя, - допускается использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.

  • Нормативы цены строительства
    24.05.2021 г.
    Вопрос: В случае если показатель НЦС рассчитывается с помощью интерполяции, и в технической части Сборника указана возможность исключения стоимости ПИР, технологического оборудования и фундаментов, исключаемые затраты также должны рассчитываться интерполяцией?

    Применение показателей укрупненных нормативов цены строительства (далее – НЦС) рекомендуется осуществлять с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта, а также его конструктивных и мощностных характеристик в соответствии с документами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), в том числе с Методикой разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения, принятой в соответствии с  приказом Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр (далее – Методика).

    Методика и показатели НЦС, утвержденные в установленном порядке Минстроем России, внесены в ФРСН и размещены в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве и на официальном сайте Минстроя России.

    Расчет стоимости строительства с использованием показателей НЦС рекомендуется производить с учетом положений технических частей и Отделов 2 сборников НЦС, а также положений Методики.

    При определении потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании показателей НЦС, допускается использовать данные о стоимости проектно-изыскательских работ, технологического оборудования, работ по возведению фундаментов объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН с исключением при проведении расчетов стоимости проектно-изыскательских работ, технологического оборудования, работ по возведению фундаментов объектов, учтенной в показателе НЦС и приведенной в Отделе 2 Сборника.

    Кроме того, если параметр объекта, планируемого к строительству, отличается от указанного в таблицах, приведенных в сборниках НЦС, показатель НЦС рассчитывается путем интерполяции, в случае если такая возможность предусмотрена положениями технической части сборника НЦС, используемого для выполнения расчетов.

    На основании вышеизложенного, при необходимости выполнения расчетов с использованием показателей НЦС и одновременной корректировкой стоимости проектно-изыскательских работ, затрат на устройство фундаментов, а также технологического оборудования, учтенных в таких показателях НЦС, следует руководствоваться следующим алгоритмом.

    На первом этапе по информации, приведенной в Отделе 2 сборника НЦС, необходимо исключить стоимость указанных выше затрат из стоимости строительства объекта, используемого для разработки соответствующего показателя НЦС, и привести полученную стоимость к единице измерения показателя НЦС.

    Далее необходимо выполнить расчет показателя НЦС путем интерполяции и произвести расчет стоимости объекта, планируемого к строительству.

    На заключительном этапе к полученной стоимости необходимо добавить затраты на проектно-изыскательские работы, устройство фундаментов, а также приобретение технологического оборудования, используя данные о их стоимости в отношении объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.

  • Нормативы цены строительства
    24.05.2021 г.
    Вопрос: Стоимость ПИР, фундаментов и технологического оборудования школы, учтенная в НЦС, ниже фактической. Возможно ли корректировать указанные затраты при расчетах по НЦС?

    Применение показателей укрупненных нормативов цены строительства (далее – НЦС) рекомендуется осуществлять с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта, а также его конструктивных и мощностных характеристик в соответствии с документами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), в том числе с Методикой разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения, принятой в соответствии с приказом Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр (далее – Методика).

    Расчет стоимости строительства объектов образования с использованием показателей НЦС рекомендуется производить с учетом положений технической части сборника НЦС 81-02-03-2021 «Объекты образования» (в редакции приказов Минстроя России от 11.03.2021 №120/пр, от 19.04.2021 №241/пр) (далее – Сборник), Отдела 2 Сборника, а также положений Методики.

    Сборник, утвержденный в установленном порядке Минстроем России, внесен в ФРСН и размещен в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве и на официальном сайте Минстроя России.

    В соответствии с пунктом 12 технической части Сборника при определении потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании показателей НЦС настоящего сборника, допускается использовать данные о стоимости проектно-изыскательских работ, технологического оборудования, работ по возведению фундаментов объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН с исключением при проведении расчетов стоимости проектно-изыскательских работ, технологического оборудования, работ по возведению фундаментов соответственно, учтенной в показателе НЦС и приведенной в Отделе 2 Сборника.

  • Нормативы цены строительства
    24.05.2021 г.
    Вопрос: Каким образом рассчитать стоимость строительства поликлиники c применением НЦС при несоответствии конструктивных или объемно-планировочных решений проектным решениям, учтенным в сборнике?

    Применение показателей укрупненных нормативов цены строительства (далее – НЦС) рекомендуется осуществлять с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта, а также его конструктивных и мощностных характеристик в соответствии с документами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), в том числе с Методикой разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения, принятой в соответствии с приказом Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр (далее – Методика).

    Расчет стоимости строительства объектов здравоохранения с использованием НЦС рекомендуется производить с учетом положений технической части сборника НЦС 81-02-04-2021 «Объекты здравоохранения» (в редакции приказа Минстроя России от 11.03.2021 № 131/пр) (далее – Сборник), Отдела 2 Сборника, а также положений Методики.

    Сборник, утверждённый в установленном порядке Минстроем России, внесен в ФРСН и размещен в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве и на официальном сайте Минстроя России.

    Перечень работ и затрат, включенных в показатели НЦС, приведен в технической части и Отделе 2 Сборника.

    В соответствии с пунктами 10, 11 технической части Сборника в случаях если конструктивные, технологические, объемно-планировочные решения объекта капитального строительства отличаются от решений, предусмотренных для соответствующего показателя в Отделе 2 Сборника, и такие отличия не могут быть учтены применением поправочных коэффициентов, включенных в Сборник, а также для показателей НЦС, по которым в Отделе 2 Сборника отсутствует информация об основных технических характеристиках конструктивных решений и видах работ объекта-представителя, - допускается использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.

  • Применение индексов
    Вопрос: В настоящее время уже имеется несколько регионов, по которым Минстрой России выпускает письма с ежеквартальными индексами изменения сметной стоимости к элементам прямых затрат (индекс на оплату труда; индекс на материалы, изделия и конструкции; индекс на эксплуатацию машин и механизмов). В свою очередь, в примечании к данным индексам говорится, что «индекс на оплату труда применяется к величине затрат на оплату труда рабочих-строителей, на оплату труда рабочих, занятых на управлении машинами и механизмами, накладным расходам и сметной прибыли». Прямое толкование данной формулировки говорит о том, что заработная плата рабочих, занятых на управлении машинами и механизмами, должна быть индексирована индексом на оплату труда. Означает ли это, что при приведении в текущий уровень цен индексом на эксплуатацию машин и механизмов учитывается «чистая» эксплуатация машин и механизмов (за вычетом заработной платы рабочих, занятых на управлении машинами и механизмами), а заработная плата рабочих, занятых на управлении машинами и механизмами, должна быть приведена в текущий уровень цен индексом на оплату труда?

    Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.

    Порядок расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (далее – Индексы) установлен Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр (далее – Методика № 326/пр).

    Информация об Индексах, включаемых в ФРСН согласно Порядку формирования и ведения ФРСН, утвержденному приказом Минстроя России от 24.10.2017 № 1470/пр, размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве в соответствии с пунктом 2 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452.

    В соответствии с пунктом 32 Методики № 326/пр расчёт индексов изменения сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов осуществляется с учётом оплаты труда машинистов.

    Согласно пункту 11 примечаний Приложения № 2 к Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр, при разработке локального сметного расчета (сметы) базисно-индексным методом с применением индексов к элементам прямых затрат индексы указываются также в строках оплата труда (ОТ) и оплата труда машинистов (ОТм) по каждой позиции (для последующего определения накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен).

    Таким образом, индекс изменения сметной стоимости, рассчитываемый для применения к сметной оплате труда, используется для определения в текущем уровне цен сметной оплаты труда и фонда оплаты труда, состоящего из оплаты труда рабочих и оплаты труда машинистов, используемого для последующего определения накладных расходов и сметной прибыли с применением нормативов накладных расходов и сметной прибыли по видам работ в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.

  • Применение индексов
    Вопрос: Государственным заказчиком в 2019 году заключен Государственный контракт на выполнение проектно-изыскательских работ объекта реконструкции. Разработка сметной документации при этом осуществляется ресурсным методом (в соответствии с МДС 81.35.2004), в соответствии с утвержденным Государственным заказчиком заданием на проектирование. В соответствии с действующим законодательством, все сметные цены строительных ресурсов должны быть включены в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве ФГИС ЦС. В связи с тем, что ввод в действие (наполнение) ФГИС ЦС перенесен на 2021 год, определение сметной стоимости не представляется возможным. Прошу Вас сообщить, возможно ли во избежание срыва Государственного оборонного заказа, утвердить на уровне профильного федерального органа исполнительной власти все сметные цены строительных ресурсов (ОЗП,ЗПМ,МР, ЭМ), определённых путём мониторинга рынка или методом прямого калькулирования и использовать данные показатели при определении сметной стоимости строительства (реконструкции).

    Согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия

    (далее – сметная стоимость строительство) финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в настоящей части 1 статьи 8.3 Кодекса на этапе архитектурно-строительного проектирования, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов (далее – ФРСН) и сметных цен строительных ресурсов с учетом положений статьи 3 Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – закон от 26.07.2017 № 191-ФЗ).

    В соответствии со статьей 3 закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в ФРСН до 30.09.2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение ряда обязательных условий, одним из которых является размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов (далее – ФГИС ЦС), определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Кодекса.

    На основании пункта 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, сметная документация на строительство составляется в базисном уровне цен и цен, сложившихся ко времени ее составления. Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 01.01.2000 года.

    Для пересчета стоимости строительства из базисного в текущий уровень цен применяются индексы изменения сметной стоимости строительства к сметно-нормативной базе 2001 года, рассчитанные в соответствии с Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр (далее – Методика, Индексы).

    Расчет Индексов осуществляется в порядке, установленном главами III, IV, VII и VIII Методики на основе ресурсно-технологических моделей для каждого вида строительства, в том числе с использованием информации о заработной плате рабочих-строителей, представляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в составе отчетных материалов.

    Информация о ежеквартальных Индексах, включаемых в ФРСН в качестве справочной информации согласно Порядку формирования и ведения ФРСН, утвержденному приказом Минстроя России от 24.10.2017 № 1470/пр, размещается в (ФГИС ЦС) в соответствии Правилами мониторинга цен строительных ресурсов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2019 № 604.

    Вместе с тем следует отметить, что указанные индексы предназначены для пересчета из базисного уровня цен в текущий уровень цен сметной стоимости строительства объекта в целом и их применение для пересчета отдельных элементов сметных прямых затрат (материалов, заработной платы рабочих-строителей, эксплуатации машин и механизмов) из базисного уровня цен в текущий уровень цен приводит к значительному искажению реальных значений ценовых показателей.

    Учреждение осуществляет проведение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, в соответствии с Положением о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение № 145).

    Пунктом 27 (б) и 27 (3) Положения № 145 определено, что предметом государственной экспертизы является проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Кодекса, которая включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства.

    Таким образом, в переходный период до 01.01.2022 года до размещения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и эксплуатацию машин и механизмов в ФГИС ЦС сохраняется и уточняется существующий порядок определения сметной стоимости строительства базисно-индексным методом.