Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Вопрос: Предмет технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Предметом ТЦА ОИ является экспертная оценка:
    а) основных (принципиальных) архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений в целях возможности их реализации при подготовке проектной документации объекта капитального строительства с учетом необходимости соблюдения требований технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологических, экологических требований, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также с учетом результатов инженерных изысканий;
    б) оптимальности выбора места размещения объекта капитального строительства;
    в) основных (принципиальных) архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов с учетом основных технико-экономических показателей объекта капитального строительства, современного уровня развития техники и технологий, применяемых в строительстве;
    г) обоснования предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства, которая не должна превышать укрупненный норматив цены строительства для объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, а при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства - с учетом документально подтвержденных сведений об инвестиционных проектах, реализуемых (реализованных) в отношении объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;
    д) целесообразности использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования;
    е) достаточности исходных данных, предусмотренных проектом задания на проектирование, для разработки проектной документации объекта капитального строительства;
    ж) оптимальности сроков и этапов строительства объекта капитального строительства;
    з) правильности выбора экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (если обоснование инвестиций предусматривает использование такой проектной документации), или обоснованности решения о невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования.
  • Вопрос: Порядок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций (далее – ТЦА ОИ) осуществляется в соответствии с Положением о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
     ТЦА ОИ проводится в отношении инвестиционных проектов по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
    Обоснование инвестиций – документация, включающая в себя в том числе проект задания на проектирование объекта капитального строительства и содержащая описание инвестиционного проекта.
    При проведении ТЦА ОИ обеспечивается публичное обсуждение обоснования инвестиций (за исключением случаев, когда представленные для проведения ТЦА ОИ документы содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации).
  • Пусконаладочные работы.
    Вопрос: Как учитывать при разработке сметной документации на работы по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации (ПС) затраты на наладку смонтированных устройств?
    Если при разработке сметной документации на монтаж устройств сигнализирующих объектовых автоматических пожарно-охранных систем для учета затрат применялся сборник 10 «Оборудование связи», то надо ли дополнительно учитывать затраты для пусконаладочных работ и по сборнику 2 «Автоматизированные системы управления»?
    Как определить категорию технической сложности системы автоматической пожарной сигнализации запроектированной на базе программируемой логической станции или автоматизированного рабочего места (АРМ) на базе персонального компьютера при разработке сметной документации?
    Согласно пункту 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
    В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
    При разработке сметной документации выбор того или иного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, осуществляющей разработку проектно-сметной документации и технического заказчика.
    При этом выбор норм и расценок рекомендуется осуществлять с учетом максимального соответствия состава работ и ресурсов применяемого норматива условиям производства работ, предусмотренным проектом.
    В соответствии с пунктом 1.2.1 Общих положений сметные нормы ГЭСНп 81–05–02–2017 сборника 2 «Автоматизированные системы управления» (далее – ГЭСНп сборник 2) отдела 1 не предназначены для определения затрат труда в сметной стоимости работ по системам автоматической пожарной и охранно–пожарной сигнализации и др., трудоемкость которых определяется по ГЭСНм 81–03–10–2017 сборника 10 «Оборудование связи» (далее – сборник 10).
    Согласно пункту 1.10.1 Общих положений в сметных нормах сборника 10 учтены затраты на выполнение полного комплекса монтажных работ, определенного на основе соответствующих технических условий и инструкций на монтаж, электрическую проверку, регулировку, тренировку и настройку оборудования.
    В соответствии с пунктом 1.10.114 Общих положений в сметных нормах сборника 10 отдела 8 раздела 1 учтены затраты на установку приборов, аппаратов и проверку качества монтажа, индивидуальные испытания приборов систем охранно–пожарной сигнализации, устройств сигнализирующих объектовых, а также затраты на электрическую проверку и испытания указанных систем охранно–пожарной сигнализации в целом.
    Согласно пункту 1.10.115 Общих положений в сметных нормах сборника 10 отдела 8 раздела 1 не учтены затраты на монтаж оборудования (кроме датчиков) систем охранно–пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции (пульт контроля и управления) или автоматизированного рабочего места (далее – АРМ) с использованием персонального компьютера, определяемые по ГЭСНм 81–03–11–2017 сборника 11 «Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники», а также затраты на испытания указанных систем охранно–пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции или АРМ в целом, определяемые по ГЭСНп сборника 2 – по нормам для систем I категорий технической сложности (табл. 02–01–001).
    Следовательно, отнесение системы автоматической пожарной сигнализации на базе АРМ, к иным категориям технической сложности системы, кроме I-ой не обосновано. Вторая и третья категории технической сложности, предусмотренные в Приложении 2.1 «Категории технической сложности систем, их характеристики и коэффициенты» ГЭСНп сборника 2 не предназначены для применения к автоматическим пожарным сигнализациям на базе АРМ и программируемых логических станций.
  • Затраты на содержание службы заказчика — застройщика, строительный контроль.
    Вопрос: 1) Порядок расчета затрат на строительный контроль:
    а. от общей стоимости строительства, или от итога глав 1-9 ССРСС (графы 4,5,6) применения при определении сметной стоимости:
    b. от стоимости строительства в текущем уровне цен с применением нормативов, установленных постановлением Правительства № 468 (расчет затрат в базисном уровне с применением индекса на «прочие»),
    2) Какие затраты в пункте 12 Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика, утвержденной приказом Минстроя России от 02.06.2020 № 297/пр, не относятся к затратам на содержание.
    3) Где в сметной документации учитываются затраты на осуществление функций технического заказчика в отношении проектно-изыскательских, пусконаладочных работ, затрат, связанных с организацией работ вахтовым методом, расходы на командировки рабочим и другие «прочие», включаемые в графу 7 Главы 9 ССРСС.
    4) Надо ли производить перерасчет затрат на строительный контроль при формировании НМЦК по сметной документации, прошедшей проверку достоверности в связи с изменениями порядка расчета?
    5) Планируется ли внесение изменений в действующие Методики для приведения их к единому порядку?

    Приказом Минстроя России от 02.06.2020 297/пр утверждена Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика (зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2020 № 58980) (далее – Методика № 297).

    В приложении № 1 к Методике № 297 приводятся рекомендуемый перечень функций технического заказчика, используемый при расчете затрат на их осуществление, а также показатели численности работников технического заказчика исходя из величины сметной стоимости строительства объекта капитального строительства.

    Пункт 12 Методики № 297 указывает на то, что перечень затрат на осуществление функций технического заказчика определяется и обосновывается расчетом в соответствии с пунктами 13–22 Методики № 297.

    Согласно пункту 4 Методики № 297 затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика, и в соответствии с пунктом 162 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421) включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства.

    При выполнении заказчиком своих функций затраты на его содержание определяются в соответствии с Методикой № 297, а затраты, осуществляемые заказчиком по оплате работ и услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта капитального строительства в эксплуатацию, определяются в соответствии с положениями Методики № 421 и другими нормативными правовыми документами. В связи с тем, что затраты в Методиках различны по своему назначению и определению, требование заявителя по установлению единого порядка их определения некорректно.

    Дополнительно сообщаем позицию Учреждения относительно других поставленных заявителем в обращении вопросов.

    Пунктами 162–168 Методики № 421 предусмотрено, что:
    - размер затрат на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства с применением нормативов, приведенных в приложении к Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468;
    - расчет затрат на строительный контроль определяется в текущем уровне цен от итогов глав 1–9 сводного сметного расчета стоимости строительства (графы 4, 5, 6) (за исключением расходов на приобретение земельных участков) и включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства;
    - при применении ресурсного и ресурсно-индексного методов для определения нормативов расходов на осуществление строительного контроля сметная стоимость строительства в базисном уровне цен рассчитывается как отношение сметной стоимости в текущем уровне цен к соответствующим индексам изменения сметной стоимости, примененным при составлении сметной документации.

    Технический заказчик – юридическое лицо, которое выполняет функции, указанные в части 22 статьи 1 и части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в Приложении № 1 к Методике № 297/пр. При этом в пункте 12 Методики № 297 указано, как определяются и обосновываются расчетом затраты на выполнение этих функций.

    В сметной документации затраты на осуществлении функций технического заказчика учитываются в главе 10 сводного сметного расчета и включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства.

    В части, касающейся необходимости пересчета начальной максимальной цены контракта по решению застройщика о внесении в сметную документацию изменений по затратам на строительный контроль, следует руководствоваться Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03. 2007 № 145.

    В рамках совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности Минстроем России совместно с Учреждением постоянно проводится работа по актуализации нормативных правовых актов, в том числе указанных Методик.

  • Затраты на содержание службы заказчика — застройщика, строительный контроль.
    Вопрос: 1. Возможность использования при составлении сметы затрат на содержание технического заказчика (№190-ФЗ, статья 1 пункт 22) Методического пособия по расчету затрат на службу заказчика-застройщика (МДС 81-7.2000), рекомендованного к применению письмом Минстроя России от 13 декабря 1995 г. № ВБ-29/12-349 (содержится в Федеральном реестре сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 31.01.2017).
    2. Нуждается ли смета затрат, составленная в порядке, предусмотренным МДС 81-7.2000 и представленная для государственной экспертизы в составе проектной документации в ином согласовании с федеральными органами исполнительной власти.
    3. Правомерность включения затрат на оплату услуг технического заказчика в абсолютном выражении или в виде процента к объему капитальных вложений в главу 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства.
    4. Порядок внесения изменений в сводные сметные расчёты проектов предприятий, указанных в Указе и включенных в ФЦП №1, получивших к настоящему моменту времени заключение ФАУ «Главгосэкспертиза», в части внесения в них затрат на содержание технического заказчика.
    5. Порядок доведения до ФАУ «Главгосэкспертиза» и его филиалов информации об Указе и порядке учета затрат на оплату услуг технического заказчика в рамках рассматриваемых проектов.
    В соответствии с Правилами осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 13 (далее – Правила осуществления капитальных вложений), расходы, связанные с бюджетными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании государственных контрактов.
    Согласно пункту 11 Правил осуществления капитальных вложений в целях осуществления бюджетных инвестиций федеральными органами государственной власти (государственными органами) заключаются с организациями соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица указанных органов (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объекта).
    Функции застройщика (технического заказчика) могут осуществлять любые юридические лица, обеспечивающие выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на принадлежащем им земельном участке или на земельном участке иного правообладателя, которым государственные заказчики передали в случаях, установленных бюджетным законодательством, на основании соглашения свои полномочия государственного заказчика.
    Перечень полномочий, осуществляемых застройщиком (техническим заказчиком), в каждом конкретном случае определяется соглашением с государственным заказчиком.
    В соответствии с порядком, установленным данными Правилами, в отношении каждого объекта капитального строительства, предлагаемого для включения в проект адресной программы, в Министерство экономического развития Российской Федерации представляются документы об утверждении проектной документации, копия положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства.
    В связи с этим подготовку проектной документации для строительства обеспечивает государственный заказчик (заказчик).
    Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 716 (далее – Правила).
    В соответствии с Правилами для осуществления строительства объектов капитального строительства производственного назначения, а также крупных объектов капитального строительства непроизводственного назначения по индивидуально разрабатываемым проектам на основании предложений государственного заказчика, создается дирекция строительства.
    Согласно данным Правилам функции государственного заказчика (заказчика) осуществляются в пределах средств, предусмотренных на его текущее содержание (п. 40 Правил).
    В случае осуществления нового строительства созданная дирекция осуществляет функции строительного контроля, предусмотренные статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
    В связи с изложенным функции технического заказчика, которые являются переданными функциями государственного заказчика, также осуществляются в пределах средств, предусмотренных на его текущее содержание, и не включаются в сводный сметный расчет стоимости объекта капитального строительства.
    Определение затрат на содержание ФГУП «Авиакомплект» по реконструкции и техническому перевооружению организаций, участвующих в программах «70М2» и «80», относится к компетенции государственного заказчика (инвестора), который передает свои функции заказчика и определяет их исходя из объема передаваемых полномочий.
    Оплата затрат на содержание службы технического заказчика производится в порядке, предусмотренном договором, заключенным инвестором (распорядителем средств) и техническим заказчиком.
  • Затраты на содержание службы заказчика — застройщика, строительный контроль.
    Вопрос: Вопрос использования средств на строительный контроль, включенных отдельной строкой в 10 главу сводного сметного расчета.
    Согласно Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 (далее – Положение) размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».
    Порядок взаиморасчетов между сторонами за ведение строительного контроля осуществляется в соответствии с условиями договора, заключаемого в соответствии с действующим законодательством.
  • Затраты на содержание службы заказчика — застройщика, строительный контроль.
    Вопрос: В постановлении Правительства РФ №468 от 21.06.2010 г. сказано, что размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой ”Строительный контроль”. На основании вышеизложенного наш контрагент считает, что размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства считается ТОЛЬКО в базисной ценах, в текущие не переводится. Наша компания считает, что от базисной стоимости зависит лишь только норматив (процент согласно Приложению), а размер затрат (в денежном эквиваленте) считается уже в текущих ценах. Прошу вас пояснить: кто прав?
    Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета установлен «Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468. В соответствии с п. 15 Положения нормативы расходов на осуществление строительного контроля, установленные в процентах от стоимости строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г., применяются при разработке проектной и рабочей документации к сумме затрат по итогам глав 1-9 сводного сметного расчета (за исключением расходов на приобретение земельного участка) в базисном и текущем уровне цен.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Просим дать разъяснение, учитывает ли лимит средств на осуществление авторского надзора в размере 0,2% от суммы глав 1-9 командировочные расходы, стоимость проживания в гостинице во время пути на объект (предполагается пересадка и возможное ожидание транспорта), а также стоимость проживания в общежитии и питания непосредственно на объекте? На сколько правомерно определение указанных затрат отдельным расчетом совместно с транспортными затратами?

    Порядок определения и включения затрат в сметный расчет стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства определен Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), сведения о которой включены в ФРСН.

    В соответствии с пунктом 173 Методики № 421/пр включение затрат на осуществление авторского надзора допускается по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств). Лимит затрат на проведение авторского надзора определяется в размере 0,2 процентов от итога графы 8 глав 1-9 сводного сметного расчета стоимости строительства (далее – ССРСС) и включается в графы 7 и 8.

    Согласно пункту 174 Методики № 421/пр лимит затрат на проведение авторского надзора не учитывает стоимость проезда лиц, осуществляющих авторский надзор, на объект строительства и обратно.

    Данные затраты определяются дополнительно в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и включаются в графы 7 и 8 главы 12 ССРСС.

    В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» расходы по проезду к месту командировки на территории Российской Федерации и обратно к месту постоянной работы включают расходы по проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.

    В связи с этим, расходы на проживание лиц, осуществляющих авторский надзор, а также командировочные расходы предусмотрены лимитом затрат на проведение авторского надзора.


  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Прошу дать разъяснение, согласно новой Методике по приказу Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр., каким образом должен определяться лимит средств на проведение авторского надзора - 0,2% по итогам глав 1-9 ССР в текущих или базовых ценах? Какой индекс пересчета базовой стоимости в текущий уровень цен необходимо применять?

    В соответствии с пунктом 9 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), сметная стоимость строительства определяется в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, а также базисно-индексным методом - с применением к сметной стоимости, определенной с использованием единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, разработанных в базисном уровне цен, соответствующих индексов изменения сметной стоимости.

    Согласно пункту 136 Методики № 421/пр при определении сметной стоимости базисно-индексным методом одновременно со сводным сметным расчетом в текущем уровне цен разрабатывается отдельный сводный сметный расчет в базисном уровне цен.

    Согласно пункту 173 Методики № 421/пр включение затрат на осуществление авторского надзора допускается по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств). Лимит затрат на проведение авторского надзора определяется в размере 0,2 процентов от итога графы 8 глав 1-9 сводного сметного расчета и включается в графы 7 и 8.

    Учитывая изложенное, лимит затрат на проведение авторского надзора определяется от итога графы 8 глав 1-9 сводного сметного расчета как в базисном уровне цен, так и в текущем уровне цен (без применения индексов изменения сметной стоимости).

  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Какими расценками Справочников базовых цен на проектные работы, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, можно рассчитать работы по рекультивации земельного участка, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета?

    В соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН).

    В соответствии с пунктом 1.3.2 Методических указаний по применению справочников цен на проектные работы в строительстве (далее – Справочники), утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 № 620 (далее – Методические указания), цены, приведенные в Справочниках, установлены в соответствии с составом и требованиями к содержанию разделов проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений, предусмотренными Положением о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

    Стоимость разработки раздела «Рекультивация» определяется по соответствующим Справочникам с учетом приведенных в них общих положений, таблиц и примечаний к таблицам.

    В случае отсутствия в Справочниках базовой цены для определения стоимости разработки раздела «Рекультивация» следует руководствоваться пунктом 2.1.4 Методических указаний и определять стоимость в соответствии с калькуляцией затрат (форма 3П).

    Выбор расчета стоимости осуществляется в соответствии с требованиями технического задания заказчика и относится к компетенции организации, выполняющей проектные работы, и застройщика или уполномоченного застройщиком технического заказчика.

    Справочно сообщается, стоимость подготовки проектной документации по технической и биологической рекультивации может определяться, например, в соответствии с базовыми ценами, приведенными в пунктах 25.1-25.7 таблицы Справочника «Объекты магистрального трубопроводного транспорта нефти», утвержденного приказом Минрегиона России от 18.06.2012 № 229, по рекультивации земель при строительстве объектов нефтепереработки и нефтехимии − в соответствии с базовыми ценами, приведенными в пунктах 3.17-3.19 таблицы 8 Справочника «Объекты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности», внесен в ФРСН приказом Минстроя России от 27.02.2015 № 140/пр.

    Кроме того, в случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы, сведения о которых включены в ФРСН, в инициативном порядке возможна разработка и утверждение новых (актуализация действующих) сметных нормативов в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 13.01.2020 № 2/пр.