Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Просим дать разъяснения по следующим вопросам:
    - учтены ли дополнительные затраты на оплату труда работников, связанные с ведением работ вахтовым методом, в том числе и надбавка за вахтовый метод работы, выплачиваемая за каждый календарный день пребывания в местах производства работ на период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работ и обратно, согласно ТК РФ (ст.302 «Гарантии и компенсации лицам, работающих вахтовым методом») при расчете индекса СМР и ПНР на «прочие» объекты строительства;
    - имеет ли Генподрядчик право на предъявление Заказчику затрат по надбавке за вахтовый метод работы, выплачиваемой за каждый календарный день пребывания в местах производства работ на период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работ и обратно.

    Взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком регулируются договором подряда или государственным (муниципальным) контрактом.

    В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

    Смета на реализацию договора должна учитывать в своем составе полный комплекс работ и затрат, необходимых для выполнения инженерных и организационно-технологических решений, предусмотренных в проектной документации, а также, согласно части 2 статьи 709 Кодекса, включать компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

    Расчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом, в пределах твердой договорной цены в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьей 746 Кодекса.

    Разногласия, возникающие на стадии реализации государственного (муниципального) контракта, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. Указанная сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

    Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления), или с применением ресурсного метода определения стоимости строительства.

    Индексы изменения сметной стоимости строительства (далее – Индексы) рассчитываются в соответствии с Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр (далее – Методика № 326/пр).

    Информация об Индексах, включаемых в ФРСН согласно Порядку формирования и ведения ФРСН, утвержденному приказом Минстроя России от 24.10.2017 № 1470/пр, размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве в соответствии с пунктом 2 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452.

    Расчет индексов изменения сметной стоимости по элементам прямых затрат и к общей стоимости строительно-монтажных работ выполняется в соответствии с главой III Методики № 326/пр.

    Порядок определения и включения затрат в сводный сметный расчет стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов капитального строительства установлен Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр и введенной в действие с 05.10.2020 (далее – Методика № 421/пр).

    В соответствии с пунктом 2.3 Приложения № 9 к Методике № 421/пр затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом (содержание, эксплуатация вахтового поселка, доставка вахтовых работников и выплаты, связанные с вахтовым методом производства работ) определяются расчетом в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, на основании данных ПОС и учитываются в главе 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства.

    Определение затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом, выполняется в соответствии с Методикой определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом, утвержденной приказом Минстроя России от 15.06.2020 № 318/пр и введенной в действие с 26.09.2020 (далее – Методика № 318/пр).

    Расчет дополнительных затрат, связанных с оплатой труда при вахтовом методе производства работ, выполняется в соответствии с главой V Методики № 318/пр.

    Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее – Методика № 841/пр), утверждены приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

    Согласно пункту 6 Методики № 841/пр составление сметы контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов.

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Как учитываются затраты при разработке сметной документации и с применением каких сметных нормативов определяются расходы на проведение:
    1) геотехнического мониторинга вновь возводимых (реконструируемых) сооружений;
    2) геотехнического мониторинга сооружений окружающей застройки.

    В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

    В указанный перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, включены Своды правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ.

    В соответствии с СП 22.13330.2016 «Свод правил. Основания зданий и сооружений» (актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83) в период строительства и на начальном этапе эксплуатации вновь возводимых или реконструируемых объектов осуществляется комплекс работ, основанный на натурных наблюдениях за поведением конструкций вновь возводимого или

    реконструируемого сооружения, его основания, в том числе грунтового массива, окружающего сооружение, и конструкций сооружений окружающей застройки (геотехнический мониторинг).

    Состав, объемы и методы геотехнического мониторинга в зависимости от геотехнической категории и других факторов установлены в разделе 12 (пункт 4.16 СП 22.13330.2016).

    Геотехнический мониторинг осуществляется в соответствии с программой, которая разрабатывается в процессе проектирования и является разделом утверждаемой части проектной документации. Программа геотехнического мониторинга должна учитывать рекомендации, полученные в ходе работ по научно-техническому сопровождению строительства (пункт 12.6 СП 22.13330.2016).

    При разработке программы геотехнического мониторинга должны быть определены состав, объемы, периодичность, сроки и методы работ, которые назначаются применительно к рассматриваемому объекту строительства (реконструкции) с учетом его специфики, включающей результаты инженерных изысканий на площадке строительства, особенностей проектируемого или реконструируемого сооружения и сооружений окружающей застройки и т.п.

    Состав работ по геотехническому мониторингу определяется в соответствии с указаниями пунктов 12.4, 12.5. Объемы, периодичность, сроки и методы геотехнического мониторинга должны приниматься по таблице 12.1 СП 22.13330.2016.

    Разработку программы и проекта геотехнического мониторинга, а также его проведение должны выполнять специализированные организации (пункт 12.18 СП 22.13330.2016).

    При проектировании оснований и фундаментов сооружений повышенного уровня ответственности и особо опасных или их реконструкции, а также сооружений геотехнической категории 3, в т.ч. реконструируемых, при наличии окружающей застройки в зоне их влияния следует предусматривать научно-техническое сопровождение строительства. Для выполнения научно-технического сопровождения необходимо привлекать специализированные организации (пункт 4.17 СП 22.13330.2016).

    Состав работ по научно-техническому сопровождению инженерных изысканий, проектирования и строительства оснований, фундаментов и подземных частей сооружений определяется генеральным проектировщиком и согласовывается заказчиком строительства (пункт 4.18 СП 22.13330.2016).

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Прошу дать разъяснение, возможно ли затраты по оплате процентов за пользование кредитными средствами в размере сверх норматива 2,53% от накладных расходов, установленного пунктом 4.2 Приложения 9 к Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004) в составе прочих накладных расходов, включать в 9 главу «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства такого объекта.
    Основным нормативным документом, определяющим состав и содержание расходов, связанных с производством продукции и выполнением работ, является глава 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса Российской Федерации.
    Затраты по уплате процентной ставки за банковский кредит, связанные с задержкой оплаты выполненных работ в связи с отсутствием у заказчика необходимых средств, не включаются в сметную стоимость строительных работ.
    Согласно статье 265 главы 25 Налогового кодекса расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего или инвестиционного) включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией продукции, и не относятся на себестоимость строительной продукции.
    С учетом изложенного, причиненные подрядчику убытки, включая затраты по уплате процентов за кредит, возмещаются заказчиком в виде штрафных санкций, предусмотренных в договоре подряда.
  • Повторное проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Не предусмотрено
  • Вопрос: Результат проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Результатом ТЦА ОИ является заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (далее - заключение), содержащее экспертную оценку, предусмотренную пунктом 10 Положения  о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 563 (далее -ПП 563), а также выводы, указанные в пункте 11 ПП 563 (при их наличии).
    В случае представления документов для проведения ТЦА ОИ в форме электронного документа заключение направляется заявителю в форме электронного документа, в случае представления документов на бумажном носителе - в форме документа на бумажном носителе.
    Порядок выдачи (направления) заключения на бумажном носителе, а также порядок и срок возврата документов, представленных на бумажном носителе, определяются договором.
    В предусмотренных договором случаях помимо направления заключения в форме электронного документа также может быть выдано (направлено) заключение на бумажном носителе.
  • Вопрос: Срок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Проведение ТЦА ОИ осуществляется в предусмотренный договором срок, который не должен превышать 45 календарных дней. При проведении ТЦА ОИ в отношении инвестиционного проекта по созданию особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства такой срок не должен превышать 60 календарных дней.
    Указанный срок может быть продлен по инициативе заявителя не более чем на 15 календарных дней.
    Срок проведения ТЦА ОИ включает срок проведения публичного обсуждения обоснования инвестиций, указанный в пункте 18 Положения  о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 563.
  • Вопрос: Размер и порядок взимания платы за проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    За проведение ТЦА ОИ взимается плата в размере 0,58 процента суммарной стоимости изготовления проектной документации объекта капитального строительства и материалов инженерных изысканий, необходимых для подготовки такой проектной документации, рассчитанной на дату представления документов для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.
  • Вопрос: Заключение договора о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Экспертная организация в течение 3 рабочих дней с даты получения представленных документов проводит проверку их комплектности и направляет заявителю проект договора, подписанный руководителем экспертной организации (уполномоченным им лицом), либо уведомление о том, что документы не подлежат рассмотрению, с указанием оснований, предусмотренных пунктом 7 Положения  о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 563 (далее - ПП 563). При этом к уведомлению прилагаются документы, представленные на бумажном носителе, за исключением заявления о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций. Документы, представленные в форме электронных документов, не возвращаются и подлежат хранению в экспертной организации не менее 3 месяцев.
    Договор заключается в соответствии с правилами гражданского законодательства Российской Федерации о договорах возмездного оказания услуг. При этом договор содержит следующие Положения :
    а) предмет договора;
    б) срок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций и порядок его продления в пределах, предусмотренных пунктом 9 ПП 563;
    в) порядок и сроки внесения изменений в обоснование инвестиций в процессе проведения ТЦА ОИ;
    г) размер платы за проведение ТЦА ОИ;
    д) порядок выдачи (направления) заключения ТЦА ОИ на бумажном носителе, а также порядок и сроки возврата заявителю документов, представленных в соответствии с пунктом 5 ПП 563 на бумажном носителе;
    е) перечень оснований для внесения в договор изменений или его досрочного расторжения;
    ж) ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором.
  • Вопрос: Основания для отказа в принятии представленных документов на проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Документы, представленные в целях проведения ТЦА ОИ, не подлежат рассмотрению по существу по следующим основаниям:
    а) проведение в отношении инвестиционного проекта ТЦА ОИ осуществляется другой экспертной организацией;
    б) представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 4 Положения  о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 563 (далее - ПП 563), или оформленных с нарушением положений, предусмотренных пунктом 5 ПП 563;
    в) несоответствие обоснования инвестиций требованиям к составу и содержанию обоснования инвестиций, приведенным в приложении к ПП 563.
  • Вопрос: Перечень документов, необходимых для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций застройщик (технический заказчик) объекта капитального строительства или лицо, действующее от его имени (далее - заявитель), представляет в экспертную организацию следующие документы:
    а) заявление о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, в котором указываются:
    сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства застройщика (технического заказчика) - физического лица, полное наименование, место нахождения застройщика (технического заказчика) - юридического лица, а в случае, если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, - указанные сведения также в отношении заявителя);
    сведения о лицах, осуществивших подготовку обоснования инвестиций (фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства индивидуального предпринимателя, полное наименование, место нахождения юридического лица);
    сведения об объекте капитального строительства (наименование, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства и основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие показатели);
    б) обоснование инвестиций, согласованное руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении инвестиционного проекта по созданию объекта капитального строительства федеральной собственности, руководителем главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в отношении инвестиционного проекта по созданию объекта капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации или главного распорядителя средств местного бюджета в отношении инвестиционного проекта по созданию объекта капитального строительства муниципальной собственности.
    Документы в целях проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций представляются в форме электронных документов, а при наличии в документах сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, - на бумажном носителе.
    При представлении документов в целях технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в форме электронных документов соблюдаются следующие условия:
    электронные документы подписываются лицами, обладающими полномочиями на их подписание в соответствии с законодательством Российской Федерации, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, предусмотренной Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
    формат электронных документов должен соответствовать требованиям к электронным документам, представляемым для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
    В случае представления документов на бумажном носителе их формат определяется договором о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (далее - договор). При этом отдельные документы представляются также в форме электронных документов, если это допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.