Важно!
Порядок изменения цены контракта в соответствии с ПП РФ № 1315
Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Применение ФЕР, ТЕР, ГЭСН, сметных нормативов.
    Вопрос: Необходимо ли к расценке ФЕР 01-02-001-02 «Уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25т» дополнительно применять расценку по обратной засыпке бульдозером ФЕР 01-01-18-02?

    Расценкой ФЕР 01-02-001-02 не предусматривается обратная засыпка грунта бульдозером с послойным уплотнением, а учитывается работа по разравниванию бульдозером уже насыпанного грунта и уплотнение этого грунта, без поливки водой, прицепными катками не послойно, а в зависимости от количества проходок катка. Засыпку грунта бульдозером с перемещением на расстояние следует принимать по расценке ФЕР 01-01-033, а поливку водой уплотняемого грунта по расценке ФЕР 01-02-006.


  • Применение ФЕР, ТЕР, ГЭСН, сметных нормативов.
    Вопрос: Согласно сметной документации для определения стоимости работ по устройству железобетонных колонн применена единичная расценка ФЕР 06-01-026-4 «Устройство железобетонных колонн в деревянной опалубке высотой: до 4 м, периметром до 2 м». В соответствии с технической частью к сборнику ФЕР 6 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» в сметной документации произведен пересчет вида и расхода арматуры по проектным данным без корректировки затрат труда, оплаты труда рабочих-строителей и стоимости эксплуатации машин и механизмов на их установку. При этом, корректировка расхода бетона не производилась. Прошу Вас, разъяснить правомерность требования со стороны заказчика уменьшения (корректировки) объема бетона, используемого при возведении колонн здания, в связи с пересчетом количества арматуры согласно проекта.
    В соответствии с пунктом 1.6.2 технической части сборника ФЕР-2001-06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» при составлении смет расход арматуры и класс стали следует принимать по проектным данным без корректировки затрат труда и машин на ее установку. Порядок исчисления объема бетона в конструкции определён п.2.6.8 технической части сборника №6, где указано, что объем бетона конструкций, для которых применяются нормы с жесткой арматурой, следует определять за вычетом объемов занимаемых жесткой арматурой (стальными сердечниками). В расценке ФЕР 6-01-026-4 предусмотрена обычная арматура. В связи с вышеизложенным, объем бетона конструкций, армированных каркасами, сетками, отдельными стержнями, корректировке не подлежит.
  • Применение ФЕР, ТЕР, ГЭСН, сметных нормативов.
    Вопрос: Необходимо ли дополнительно к расценке на надземную прокладку трубопроводов в ППУ изоляции, применять расценку на монтаж фасонных частей ФЕР 22-03-001-01. Каким образом исчислять объем монтируемого трубопровода по расценке ФЕР 24-01-009) (с исключением фасонных частей из проектной длины или же без исключения — основываясь на технической части сборника ФЕР24)?

    Согласно п. 1.24.10 «Общих положений» сборника ФЕР-2001 затраты на установку фасонных частей трубопроводов следует определять по расценке ФЕР 22-03-001-01» Водопровод-наружные сети». В соответствии с п.2.24.2 «Общих положений» сборника ФЕР-2001 объем монтируемого трубопровода исчисляется по проектной длине трубопровода без вычета фасонных частей.

  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции
    Вопрос: Согласно Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020№ 421/пр, в пункте 13 указано следующее. «При отсутствии во ФГИС ЦС данных о сметных ценах в текущем уровне цен на отдельные материалы, изделия, конструкции (далее – материальные ресурсы) и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах (далее - конъюнктурный анализ).» Вопрос: на вашем сайте мы не видим текущих цен на материалы? О чем тогда речь идет в п.13 Методики 421/пр?

    В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 191-ФЗ) сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН) до 30.09.2017, или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:

    1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Кодекса, в ФРСН в установленном порядке;

    2) введение в действие указанных в пункте 1 сметных нормативов;

    3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее – ФГИС ЦС) сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Кодекса (в редакции Закона № 191-ФЗ).

    В соответствии с подпунктом «а» пункта 3(1) постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» сметные цены на материалы, изделия, конструкции, оборудование и эксплуатацию машин и механизмов, определенные Минстроем России по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, подлежат размещению в ФГИС ЦС начиная с 2022 года, ежеквартально, не позднее 25-го числа второго месяца квартала, следующего за отчетным.

    Таким образом, до размещения информации о сметных ценах строительных ресурсов в ФГИС ЦС и выполнения иных условий статьи 3 Закона № 191-ФЗ определение сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в текущем уровне цен выполняется базисно-индексным методом с использованием расценок, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в ФРСН.

    Стоимость материалов, изделий и конструкций (далее – материальные ресурсы) и оборудования определяется на основании действующего сборника федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (далее – ФССЦ-2001), составленного в базисном уровне цен (по состоянию на 01.01.2000), сведения о котором включены в ФРСН.

    Согласно пункту 6 Общих положений ФССЦ-2001 при определении сметной стоимости материальных ресурсов и оборудования, наименование которых отсутствует в ФССЦ-2001, необходимо руководствоваться положениями методических документов, внесенных в ФРСН.

    В соответствии с пунктом 44 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), при применении базисно-индексного метода определения сметной стоимости строительства при отсутствии информации о сметных ценах в базисном уровне на отдельные материальные ресурсы и оборудование их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с пунктами 90–92, 112–115 Методики № 421/пр с учетом положений пунктов 22 и 23 Методики № 421/пр.

    При наличии материального ресурса в ФССЦ-2001 определение его сметной стоимости в локальных сметных расчетах (сметах) по результатам конъюнктурного анализа не допускается.


  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции
    Вопрос: Как правильно учитывать транспортные расходы в конъюнктурном анализе к смете согласно Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020№ 421/пр? На основании чего? И выходит, из интернета нельзя брать стоимость материала, так как она не подписана и не указана дата?

    Согласно пункту 7 раздела I Общих положений Сборника федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, утвержденного приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 876/пр (далее – ФССЦ 81-01-2001), при определении сметной стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования, наименование которых отсутствует в настоящем ФССЦ 81-01-2001, необходимо руководствоваться положениями методических документов, внесенными в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН)

    При наличии строительного ресурса в ФССЦ 81-01-2001 (ТССЦ 81-01-2001), определение его стоимости в локальных сметных расчетах (сметах) по прайс-листам (коммерческим предложениям, счетам-фактурам и т.п.) не допускается.

    В соответствии с положениями Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020№ 421/пр (далее – Методика № 421/пр), при отсутствии информации о сметных ценах в базисном уровне на отдельные материалы, изделия, конструкции (далее – материальные ресурсы) и оборудование, их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с пунктами 90 – 92, 112-115 Методики № 421/пр, в том числе на основании результатов конъюнктурного анализа текущих цен, выполненного с учетом положений пунктов 13 - 21 Методики № 421/пр.

    В соответствии с пунктом 14 Методики № 421/пр для проведения конъюнктурного анализа используется информация из открытых и (или) официальных источников о текущих ценах (в частности, печатные издания, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет», подтверждаемая обосновывающими документами, подписанными производителями и (или) поставщиками соответствующих материальных ресурсов и оборудования (работ, услуг) и (или) заверенными подписями уполномоченного лица производителей и (или) поставщиков, при использовании обосновывающих документов из открытых источников – подписанные уполномоченным лицом заказчика.

    На основании положений Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (часть 1 статьи 7); информация в форме открытых данных размещается в сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (часть 5 статьи 7).

    Таким образом, для проведения конъюнктурного анализа может быть использована информация о текущих ценах строительных ресурсов, в том числе из открытых источников.

    Конъюнктурный анализ проводится по данным производителей (поставщиков) соответствующего субъекта Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации), на территории которого осуществляется строительство. Для субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), на рынке которых не представлены необходимые материальные ресурсы и оборудование, допускается проведение конъюнктурного анализа по данным ближайших производителей (поставщиков), расположенных в других субъектах Российской Федерации (частях территории субъекта Российской Федерации), с учетом стоимости доставки до объекта строительства, рассчитанной в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены Реестр, или согласно положениям пункта 91 Методики № 421/пр.

    Согласно пунктам 89, 90 Методики № 421/пр сметная цена материальных ресурсов и оборудования принимается на основании информации, размещенной в федеральной государственной системе ценообразования в строительстве (далее – ФГИС ЦС).

    В соответствии с пунктом 91 Методики 421/пр сметная стоимость материальных ресурсов и оборудования в текущем уровне цен, информация о которых отсутствует во ФГИС ЦС, определяется с учетом транспортных и заготовительно-складских затрат. Стоимость транспортных затрат определяется на основании расчета с учетом данных о расстоянии перевозки, классе груза, типе(-ах) транспорта, наличии погрузочно-разгрузочных работ и прочих условий транспортировки, а также информации о ценах услуг на перевозку грузов для строительства автомобильным и железнодорожным транспортом, судами морского (внутреннего водного) и воздушного транспорта, услуг на перевалку грузов с одного вида транспорта на другой, услуг по аренде железнодорожных грузовых вагонов, услуг на погрузочно-разгрузочные работы при автомобильных и железнодорожных перевозках (далее - услуги, связанные с перевозкой грузов), размещенных в ФГИС ЦС, и в соответствии со сметными нормативами по формированию затрат на транспортировку грузов для строительства, сведения о которых включены в ФРСН.

    Транспортные затраты включают затраты, связанные с транспортировкой грузов, в том числе затраты на грузовые операции в местах перевалки грузов, паромные, понтонные и иные переправы.

    При отсутствии информации в ФГИС ЦС транспортные затраты могут определяться по результатам конъюнктурного анализа в соответствии с пунктами 13 - 21 Методики № 421/пр на основании данных о текущей стоимости таких услуг, полученных от не менее чем 2 (двух) производителей и (или) поставщиков данных услуг. В случае оказания услуг, связанных с перевозкой грузов, производителем и (или) поставщиком материальных ресурсов и оборудования, допускается определение их текущей стоимости на основании данных о цене указанных услуг по 1 (одному) такому производителю и (или) поставщику.
  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции
    Вопрос: Прошу дать разъяснение в отношении учёта в сметной документации стоимости материалов по ФССЦ-2001 согласно приказа Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр. Представитель заказчика при определении сметной стоимости работ по объектам требует указывать стоимость материалов по прайс-листам, хотя данные материалы есть в сборниках материалов по ФССЦ-2001 и нами они были проставлены в сметах по данным сборникам. Правомерно ли данное требование?

    Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

    Стоимость материалов, изделий и конструкций определяется на основании действующего сборника федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (ФССЦ-2001), утвержденного приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 876/пр, составленного в базисном уровне цен (по состоянию на 01.01.2000).

    Согласно пункту 6 Общих положений ФССЦ-2001 при определении сметной стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования, наименование которых отсутствует в сборнике ФССЦ-2001, необходимо руководствоваться положениями методических документов, внесенных в ФРСН.

    Порядок определения сметной стоимости строительства установлен положениями Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика).

    В соответствии с пунктом 44 Методики для определения сметной стоимости в базисном уровне цен применяются единичные расценки, составляющие единичных расценок, сведения о которых включены в ФРСН. При отсутствии информации о сметных ценах в базисном уровне по отдельным материальным ресурсам и оборудованию, их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с пунктами 90 - 92, 112 - 115 Методики с учетом положений пунктов 22 и 23 Методики.

  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции
    Вопрос: Кто должен проверять и подписывать конъюнктурный анализ текущих цен, составленный в соответствии с пунктом 14 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 №421/пр (далее – Методика)?

    Определение сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов (пункт 11 Методики).

    В соответствии с положениями пункта 44 Методики при отсутствии информации о сметных ценах в базисном уровне по отдельным материальным ресурсам и оборудованию, их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с пунктами 90 - 92, 112 - 115 с учетом положений пунктов 22 и 23 Методики.

    Результаты конъюнктурного анализа текущих цен, выполненного с учетом положений пунктов 13 – 21, оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике и подписываются застройщиком или техническим заказчиком.

  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции
    Вопрос: Какие затраты учтены нормативами ЗСР и как их применять при составлении конъюнктурного анализа текущих цен, на отсутствующие материалы в ФССЦ?

    Стоимость материальных ресурсов и оборудования в текущем уровне цен, информация о которых отсутствует в базисном уровне цен, определяется с учетом транспортных и заготовительно-складских затрат (пункт 91 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 №421/пр (далее – Методика).

    Показатель заготовительно-складских расходов дифференцируется по видам материальных ресурсов и оборудования.

    Показатели заготовительно-складских расходов, учитываемых в сметной стоимости материальных ресурсов и оборудования, разработаны с использованием принципа усреднения и включают затраты, связанные с содержанием служб, занятых материально-техническим снабжением, в том числе подготовкой и размещением заказов на поставку материальных ресурсов и оборудования, сопровождением и охраной грузов при их перевозке, содержанием и эксплуатацией приобъектных складов (расходы на оплату труда с учетом сумм страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников), уборщиц, дежурных слесарей, электриков и другого обслуживающего персонала, расходы на отопление (теплоснабжение), энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение, другие коммунальные услуги, приемом на склад материальных ресурсов и оборудования, их взвешиванием, учетом, хранением на складе, ревизией, подготовкой к выдаче и выдачей со склада (в том числе расходы на оплату труда с учетом сумм страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников складов).

    При составлении сметной документации выбор (обоснование) того или иного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, разрабатывающей проектную документацию, и застройщика или уполномоченного застройщиком технического заказчика.

    В соответствии с пунктом 92 Методики размер заготовительно-складских расходов определяется в процентах от суммы отпускной цены материалов, изделий, конструкций, оборудования и транспортных затрат в следующих размерах:

    а) 2 (два) процента - для материальных ресурсов (за исключением металлических конструкций);
    б) 0,75 (ноль целых семьдесят пять сотых) процентов - для металлических конструкций;
    в) 1,2 (одна целая две десятых) процента - для оборудования

  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции
    Вопрос: Каким образом учитывать перевозку грузов для строительства автомобильным или иным видом транспорта на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами и индексами изменения сметной стоимости?

    Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов (с учетом требований положений статьи 3 Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Указанная сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.

    Согласно общим положениям сборника федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (ФССЦ 81-01-2001), утвержденных приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 876/пр, сметные цены учитывают все расходы, связанные с приобретением, доставкой материалов, изделий, конструкций и оборудования от поставщиков (производителей) до приобъектного склада объекта капитального строительства (пункт 3). При этом транспортные затраты приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров с учетом массы брутто.

    В соответствии с пунктом 33 (е) Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр (далее – Методика), до размещения данных о сметных ценах материалов, изделий и конструкций в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) или при отсутствии в ней данных по отдельным строительным ресурсам их сметная стоимость в текущем уровне цен формируется с учетом расходов, связанных с приобретением и стоимостью перевозки материальных ресурсов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров (если иное расстояние перевозки не указано в общих частях сборников сметных цен, включенных в ФРСН) с учетом массы брутто в пределах субъекта Российской Федерации (или частей территории субъекта Российской Федерации).

    В связи с этим транспортные затраты на перевозку строительных ресурсов на расстояние до 30 километров в пределах субъекта Российской Федерации (или части территории субъекта Российской Федерации) учтены индексами изменения сметной стоимости строительства (далее – Индексы).

    В соответствии с пунктом 76 Методики для субъектов Российской Федерации, в которых маршруты перевозки грузов проходят по участкам местности с трудными дорожными условиями (по горным дорогам, автозимникам, в условиях бездорожья, переправам через водные преграды, замерзшим руслам рек, кромкам льда и тому подобное), а также не развита промышленность строительных материалов, и при этом на рынке этого субъекта Российской Федерации не представлены необходимые материалы, изделия, конструкции и оборудование, включенные в сводную номенклатуру ценообразующих строительных ресурсов и перечни специализированных строительных ресурсов, и поставка таких ресурсов, как правило, осуществляется для строительства конкретного объекта, допускается применение отпускных цен ближайших поставщиков материальных ресурсов и оборудования, расположенных в других субъектах Российской Федерации (частях территории субъекта Российской Федерации) с учетом стоимости их доставки до центра ценовой зоны, рассчитанной в соответствии со сметными нормативами, включенными в Реестр, которыми определены правила и особенности формирования затрат на транспортировку грузов для строительства, на основании транспортно-логистических схем, утвержденных органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, сформированных по экономически эффективным маршрутам перевозки.

    Согласно пункту 33 (г) Методики, при расчете Индексов учитывается стоимость строительных ресурсов в региональном текущем уровне цен (при необходимости – с учетом положений пункта 76 Методики).

    В соответствии с пунктом 63 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), при соответствующем обосновании проектной и (или) иной технической документацией в локальных сметных расчетах (сметах) для материальных ресурсов и оборудования учитываются затраты на перевозку грузов для строительства автомобильным или иным видом транспорта на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами и индексами изменения сметной стоимости.

    Указанные затраты приводятся в локальных сметных расчетах (сметах) отдельной строкой с одновременным указанием кода строительного ресурса, к которому относятся затраты на перевозку.

    Расчет дополнительных затрат при перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров (по части территории субъекта Российской Федерации, в которой расположен объект строительства) производится автомобильным транспортом (при перевозке на расстояние до 200 км наиболее оптимальный вид транспорта – автомобильный) на основании транспортных схем в составе проекта организации строительства, проектных данных о массе материалов, изделий и конструкций, используемых при выполнении строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ, с применением сборников федеральных сметных цен на перевозку грузов для строительства (ФССЦпг 81-01-2001), утвержденных приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 876/пр, дифференцированных по классам грузов и типам перевозок, приведенных в сметных ценах на перевозку грузов для строительства, независимо от субъекта Российской Федерации (или части территории субъекта Российской Федерации).

    В соответствии с пунктом 1.3.3 ФССЦпг 81-01-2001 в сметных ценах учтена оплата за перевозку грузов, а также за простой автомобильного транспорта в местах погрузки и разгрузки в пределах установленных норм и доля порожнего пробега от пункта расположения автотранспортного предприятия до первой загрузки и от места последней разгрузки до автотранспортного предприятия.

    В целях исключения дублирования затрат на порожние пробеги от пункта расположения автотранспортного предприятия до первой загрузки и от места последней разгрузки до автотранспортного предприятия затраты на перевозку грузов для строительства на дополнительное расстояние определяются как разница между показателями (по позициям цен) перевозки грузов на 1 т массы перевозимого груза с учетом объема для расстояния, указанного в проектной и (или) иной технической документации и расстояния, учтенного сметными ценами и индексами изменения сметной стоимости.

    В настоящее время подготовлен проект изменений к Методике № 421/пр, в который включены соответствующие корректировки.

    В соответствии с пунктом 92 Методики № 421/пр при перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров, учтенных ФССЦ (по части территории субъекта Российской Федерации, в которой расположен объект строительства), заготовительно-складские расходы на дополнительные транспортные затраты не начисляются.

  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции
    Вопрос: Каким документом руководствоваться при расчете заготовительно-складских расходов?

    Определение сметной стоимости по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

    При составлении сметной документации выбор (обоснование) того и иного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, разрабатывающей проектную документацию, и застройщика или уполномоченного застройщиком технического заказчика.

    Согласно пункту 88 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), сметная цена материальных ресурсов и оборудования учитывает затраты, связанные с их приобретением (в том числе стоимость тары, упаковки, реквизита (при наличии таковых), для оборудования также – стоимости комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации), заготовительно-складские расходы, стоимость их перевозки и определяется на основании расчета в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.

    В соответствии с пунктом 92 Методики № 421/пр размер заготовительно-складских расходов определяется в процентах от суммы отпускной цены материальных ресурсов и транспортных затрат. При перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров, учтенных ФССЦ (по части территории субъекта Российской Федерации, в которой расположен объект строительства), заготовительно-складские расходы на дополнительные транспортные затраты не начисляются.

    Мероприятиями по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли Российской Федерации предусмотрена актуализация Методики применения сметных цен строительных ресурсов, утвержденной приказом Минстроя России от 08.02.2017 № 77/пр (далее – актуализированная Методика № 77/пр).

    В проекте актуализированной Методики № 77/пр, который в настоящее время Учреждением направлен для согласования в Минстрой России, противоречия с Методикой № 421/пр в части учета заготовительно-складских расходов при определении сметной стоимости строительства исключены.

    Дополнительно сообщаем, что в случае противоречия между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, действует тот нормативный правовой акт, который принят (издан) позднее.