Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Применение ФЕР, ТЕР, ГЭСН, сметных нормативов.
    Вопрос: Согласно сметной документации для определения стоимости работ по устройству железобетонных колонн применена единичная расценка ФЕР 06-01-026-4 «Устройство железобетонных колонн в деревянной опалубке высотой: до 4 м, периметром до 2 м». В соответствии с технической частью к сборнику ФЕР 6 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» в сметной документации произведен пересчет вида и расхода арматуры по проектным данным без корректировки затрат труда, оплаты труда рабочих-строителей и стоимости эксплуатации машин и механизмов на их установку. При этом, корректировка расхода бетона не производилась. Прошу Вас, разъяснить правомерность требования со стороны заказчика уменьшения (корректировки) объема бетона, используемого при возведении колонн здания, в связи с пересчетом количества арматуры согласно проекта.
    В соответствии с пунктом 1.6.2 технической части сборника ФЕР-2001-06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» при составлении смет расход арматуры и класс стали следует принимать по проектным данным без корректировки затрат труда и машин на ее установку. Порядок исчисления объема бетона в конструкции определён п.2.6.8 технической части сборника №6, где указано, что объем бетона конструкций, для которых применяются нормы с жесткой арматурой, следует определять за вычетом объемов занимаемых жесткой арматурой (стальными сердечниками). В расценке ФЕР 6-01-026-4 предусмотрена обычная арматура. В связи с вышеизложенным, объем бетона конструкций, армированных каркасами, сетками, отдельными стержнями, корректировке не подлежит.
  • Применение ФЕР, ТЕР, ГЭСН, сметных нормативов.
    Вопрос: Необходимо ли дополнительно к расценке на надземную прокладку трубопроводов в ППУ изоляции, применять расценку на монтаж фасонных частей ФЕР 22-03-001-01. Каким образом исчислять объем монтируемого трубопровода по расценке ФЕР 24-01-009) (с исключением фасонных частей из проектной длины или же без исключения — основываясь на технической части сборника ФЕР24)?

    Согласно п. 1.24.10 «Общих положений» сборника ФЕР-2001 затраты на установку фасонных частей трубопроводов следует определять по расценке ФЕР 22-03-001-01» Водопровод-наружные сети». В соответствии с п.2.24.2 «Общих положений» сборника ФЕР-2001 объем монтируемого трубопровода исчисляется по проектной длине трубопровода без вычета фасонных частей.

  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции
    Вопрос: Прошу дать разъяснение в отношении учёта в сметной документации стоимости материалов по ФССЦ-2001 согласно приказа Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр. Представитель заказчика при определении сметной стоимости работ по объектам требует указывать стоимость материалов по прайс-листам, хотя данные материалы есть в сборниках материалов по ФССЦ-2001 и нами они были проставлены в сметах по данным сборникам. Правомерно ли данное требование?

    Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

    Стоимость материалов, изделий и конструкций определяется на основании действующего сборника федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (ФССЦ-2001), утвержденного приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 876/пр, составленного в базисном уровне цен (по состоянию на 01.01.2000).

    Согласно пункту 6 Общих положений ФССЦ-2001 при определении сметной стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования, наименование которых отсутствует в сборнике ФССЦ-2001, необходимо руководствоваться положениями методических документов, внесенных в ФРСН.

    Порядок определения сметной стоимости строительства установлен положениями Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика).

    В соответствии с пунктом 44 Методики для определения сметной стоимости в базисном уровне цен применяются единичные расценки, составляющие единичных расценок, сведения о которых включены в ФРСН. При отсутствии информации о сметных ценах в базисном уровне по отдельным материальным ресурсам и оборудованию, их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с пунктами 90 - 92, 112 - 115 Методики с учетом положений пунктов 22 и 23 Методики.

  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции
    Вопрос: Кто должен проверять и подписывать конъюнктурный анализ текущих цен, составленный в соответствии с пунктом 14 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 №421/пр (далее – Методика)?

    Определение сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов (пункт 11 Методики).

    В соответствии с положениями пункта 44 Методики при отсутствии информации о сметных ценах в базисном уровне по отдельным материальным ресурсам и оборудованию, их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с пунктами 90 - 92, 112 - 115 с учетом положений пунктов 22 и 23 Методики.

    Результаты конъюнктурного анализа текущих цен, выполненного с учетом положений пунктов 13 – 21, оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике и подписываются застройщиком или техническим заказчиком.

  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции
    Вопрос: Какие затраты учтены нормативами ЗСР и как их применять при составлении конъюнктурного анализа текущих цен, на отсутствующие материалы в ФССЦ?

    Стоимость материальных ресурсов и оборудования в текущем уровне цен, информация о которых отсутствует в базисном уровне цен, определяется с учетом транспортных и заготовительно-складских затрат (пункт 91 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 №421/пр (далее – Методика).

    Показатель заготовительно-складских расходов дифференцируется по видам материальных ресурсов и оборудования.

    Показатели заготовительно-складских расходов, учитываемых в сметной стоимости материальных ресурсов и оборудования, разработаны с использованием принципа усреднения и включают затраты, связанные с содержанием служб, занятых материально-техническим снабжением, в том числе подготовкой и размещением заказов на поставку материальных ресурсов и оборудования, сопровождением и охраной грузов при их перевозке, содержанием и эксплуатацией приобъектных складов (расходы на оплату труда с учетом сумм страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников), уборщиц, дежурных слесарей, электриков и другого обслуживающего персонала, расходы на отопление (теплоснабжение), энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение, другие коммунальные услуги, приемом на склад материальных ресурсов и оборудования, их взвешиванием, учетом, хранением на складе, ревизией, подготовкой к выдаче и выдачей со склада (в том числе расходы на оплату труда с учетом сумм страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников складов).

    При составлении сметной документации выбор (обоснование) того или иного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, разрабатывающей проектную документацию, и застройщика или уполномоченного застройщиком технического заказчика.

    В соответствии с пунктом 92 Методики размер заготовительно-складских расходов определяется в процентах от суммы отпускной цены материалов, изделий, конструкций, оборудования и транспортных затрат в следующих размерах:

    а) 2 (два) процента - для материальных ресурсов (за исключением металлических конструкций);
    б) 0,75 (ноль целых семьдесят пять сотых) процентов - для металлических конструкций;
    в) 1,2 (одна целая две десятых) процента - для оборудования

  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции
    Вопрос: Каким образом учитывать перевозку грузов для строительства автомобильным или иным видом транспорта на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами и индексами изменения сметной стоимости?

    Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов (с учетом требований положений статьи 3 Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Указанная сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.

    Согласно общим положениям сборника федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (ФССЦ 81-01-2001), утвержденных приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 876/пр, сметные цены учитывают все расходы, связанные с приобретением, доставкой материалов, изделий, конструкций и оборудования от поставщиков (производителей) до приобъектного склада объекта капитального строительства (пункт 3). При этом транспортные затраты приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров с учетом массы брутто.

    В соответствии с пунктом 33 (е) Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр (далее – Методика), до размещения данных о сметных ценах материалов, изделий и конструкций в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) или при отсутствии в ней данных по отдельным строительным ресурсам их сметная стоимость в текущем уровне цен формируется с учетом расходов, связанных с приобретением и стоимостью перевозки материальных ресурсов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров (если иное расстояние перевозки не указано в общих частях сборников сметных цен, включенных в ФРСН) с учетом массы брутто в пределах субъекта Российской Федерации (или частей территории субъекта Российской Федерации).

    В связи с этим транспортные затраты на перевозку строительных ресурсов на расстояние до 30 километров в пределах субъекта Российской Федерации (или части территории субъекта Российской Федерации) учтены индексами изменения сметной стоимости строительства (далее – Индексы).

    В соответствии с пунктом 76 Методики для субъектов Российской Федерации, в которых маршруты перевозки грузов проходят по участкам местности с трудными дорожными условиями (по горным дорогам, автозимникам, в условиях бездорожья, переправам через водные преграды, замерзшим руслам рек, кромкам льда и тому подобное), а также не развита промышленность строительных материалов, и при этом на рынке этого субъекта Российской Федерации не представлены необходимые материалы, изделия, конструкции и оборудование, включенные в сводную номенклатуру ценообразующих строительных ресурсов и перечни специализированных строительных ресурсов, и поставка таких ресурсов, как правило, осуществляется для строительства конкретного объекта, допускается применение отпускных цен ближайших поставщиков материальных ресурсов и оборудования, расположенных в других субъектах Российской Федерации (частях территории субъекта Российской Федерации) с учетом стоимости их доставки до центра ценовой зоны, рассчитанной в соответствии со сметными нормативами, включенными в Реестр, которыми определены правила и особенности формирования затрат на транспортировку грузов для строительства, на основании транспортно-логистических схем, утвержденных органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, сформированных по экономически эффективным маршрутам перевозки.

    Согласно пункту 33 (г) Методики, при расчете Индексов учитывается стоимость строительных ресурсов в региональном текущем уровне цен (при необходимости – с учетом положений пункта 76 Методики).

    В соответствии с пунктом 63 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), при соответствующем обосновании проектной и (или) иной технической документацией в локальных сметных расчетах (сметах) для материальных ресурсов и оборудования учитываются затраты на перевозку грузов для строительства автомобильным или иным видом транспорта на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами и индексами изменения сметной стоимости.

    Указанные затраты приводятся в локальных сметных расчетах (сметах) отдельной строкой с одновременным указанием кода строительного ресурса, к которому относятся затраты на перевозку.

    Расчет дополнительных затрат при перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров (по части территории субъекта Российской Федерации, в которой расположен объект строительства) производится автомобильным транспортом (при перевозке на расстояние до 200 км наиболее оптимальный вид транспорта – автомобильный) на основании транспортных схем в составе проекта организации строительства, проектных данных о массе материалов, изделий и конструкций, используемых при выполнении строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ, с применением сборников федеральных сметных цен на перевозку грузов для строительства (ФССЦпг 81-01-2001), утвержденных приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 876/пр, дифференцированных по классам грузов и типам перевозок, приведенных в сметных ценах на перевозку грузов для строительства, независимо от субъекта Российской Федерации (или части территории субъекта Российской Федерации).

    В соответствии с пунктом 1.3.3 ФССЦпг 81-01-2001 в сметных ценах учтена оплата за перевозку грузов, а также за простой автомобильного транспорта в местах погрузки и разгрузки в пределах установленных норм и доля порожнего пробега от пункта расположения автотранспортного предприятия до первой загрузки и от места последней разгрузки до автотранспортного предприятия.

    В целях исключения дублирования затрат на порожние пробеги от пункта расположения автотранспортного предприятия до первой загрузки и от места последней разгрузки до автотранспортного предприятия затраты на перевозку грузов для строительства на дополнительное расстояние определяются как разница между показателями (по позициям цен) перевозки грузов на 1 т массы перевозимого груза с учетом объема для расстояния, указанного в проектной и (или) иной технической документации и расстояния, учтенного сметными ценами и индексами изменения сметной стоимости.

    В настоящее время подготовлен проект изменений к Методике № 421/пр, в который включены соответствующие корректировки.

    В соответствии с пунктом 92 Методики № 421/пр при перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров, учтенных ФССЦ (по части территории субъекта Российской Федерации, в которой расположен объект строительства), заготовительно-складские расходы на дополнительные транспортные затраты не начисляются.

  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции
    Вопрос: Каким документом руководствоваться при расчете заготовительно-складских расходов?

    Определение сметной стоимости по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

    При составлении сметной документации выбор (обоснование) того и иного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, разрабатывающей проектную документацию, и застройщика или уполномоченного застройщиком технического заказчика.

    Согласно пункту 88 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), сметная цена материальных ресурсов и оборудования учитывает затраты, связанные с их приобретением (в том числе стоимость тары, упаковки, реквизита (при наличии таковых), для оборудования также – стоимости комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации), заготовительно-складские расходы, стоимость их перевозки и определяется на основании расчета в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.

    В соответствии с пунктом 92 Методики № 421/пр размер заготовительно-складских расходов определяется в процентах от суммы отпускной цены материальных ресурсов и транспортных затрат. При перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров, учтенных ФССЦ (по части территории субъекта Российской Федерации, в которой расположен объект строительства), заготовительно-складские расходы на дополнительные транспортные затраты не начисляются.

    Мероприятиями по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли Российской Федерации предусмотрена актуализация Методики применения сметных цен строительных ресурсов, утвержденной приказом Минстроя России от 08.02.2017 № 77/пр (далее – актуализированная Методика № 77/пр).

    В проекте актуализированной Методики № 77/пр, который в настоящее время Учреждением направлен для согласования в Минстрой России, противоречия с Методикой № 421/пр в части учета заготовительно-складских расходов при определении сметной стоимости строительства исключены.

    Дополнительно сообщаем, что в случае противоречия между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, действует тот нормативный правовой акт, который принят (издан) позднее.

  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции
    Вопрос: В связи с введением в действие «Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации» (далее - Методика), утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр, прошу разъяснить порядок включения затрат на МАФы. Стоимость малых архитектурных форм включается в локальные сметные расчеты на основании ФССЦ-2001. В государственных сметных нормативах «Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве», предназначенных для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, стоимость МАФ учтена в Книге 15: Малые архитектурные формы. Пунктом 152 Методики предусмотрено включение в Главу 7 Сводного сметного расчета затрат по благоустройству и озеленению территории объекта строительства, в том числе работ по вертикальной планировке (без образования рельефа), устройству дорожек, тротуаров, малых архитектурных форм, ограждению территории, наружному освещению, посадке деревьев, кустарников, устройству газонов, и клумб и других элементов благоустройства и озеленения. Рекомендуемый образец сводного сметного расчета стоимости строительства приведен в Приложении № 6, согласно которому стоимость распределяется по графам 4 «строительные работы», 5 «монтажные работы» и 6 «оборудование». При этом, согласно примечанию в графе 6 показывается не только оборудование, но и мебель, инвентарь и произведения искусства. Но ничего не сказано про МАФ.
    В целях определения сметной стоимости, прошу уточнить, к какой графе Сводного сметного расчета стоимости строительства следует относить стоимость малых архитектурных форм (Книга 15 ФССЦ-2001): графа 4 "строительные работы", графа 5 «монтажные работы», графа 6 «Оборудование»?

    Определение сметной стоимости по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

    При составлении сметной документации выбор (обоснование) того и иного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, разрабатывающей проектную документацию, и застройщика или уполномоченного застройщиком технического заказчика.

    Стоимость малых архитектурных форм (далее – МАФ) приведена в книге 15: «Малые архитектурные формы» Цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (ФССЦ 81-01-2001), согласно приложению № 119 к приказу Минстроя России от 26.12.2019 № 876/пр, и при составлении сметной документации учитывается в графе 4 «строительные (ремонтно-строительные, ремонтно-реставрационные) работы» сводного сметного расчёта стоимости строительства, рекомендуемый образец которого приведен в Приложении № 6 к Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр.

    Затраты на монтаж и сборку МАФ в зависимости от их видов и типов, а также выбора проектных решений на их установку определяются по соответствующим сметным нормативам, включенным в ФРСН, и учитываются в стоимости строительно-монтажных работ.

  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции
    Вопрос: Ранее в базе ТЕР ЛО ред. 2009 г. расценки распределялись по зонам, зависящим от удаленности, с выходом базы ТЕР ЛО ред. 2014 г. Расценки не учитывают удаленность от объекта строительства. На текущий момент получается, что стоимость строительства объекта в 30км и 130км в базе ТЕР ЛО ред. 2014г. одинаковая.
    Прошу дать разъяснение каким образом в новой базе ТЕР ЛО ред. 2014 г. учитывать затраты на транспортные расходы.

    Составление сметой документации на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.

    Проектная документация разрабатывается в соответствии с требованиями, предусмотренными Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение).

    Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления), или с применением ресурсного метода определения стоимости строительства.

    Стоимость материалов, изделий и конструкций определяется на основании действующих сборников единичных расценок (ФЕР, ТЕР), сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (ФССЦ-2001, ТССЦ-2001), расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФСЭМ-2001, ТСЭМ-2001), на перевозку грузов для строительства (ФССЦпг-2001, ТССЦпг-2001), составленных в базисном уровне цен (по состоянию на 01.01.2000).

    В соответствии с общими положениями к сборникам федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, утвержденным приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 876/пр, сведения о которых включены в ФРСН с 26.12.2019 под номером 318 (далее – ФССЦ-2001), сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование учитывают все расходы, связанные с приобретением, доставкой от поставщиков (производителей) до приобъектного склада объекта капитального строительства, при этом транспортные затраты приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров с учетом массы брутто.

    Согласно пункту 6 Общих положений ФССЦ-2001 затраты на доставку материалов, изделий, конструкций и оборудования не учитывают использование перевалочных баз и складов. В случае, когда перевозка осуществляется с использованием промежуточных баз (складов), сметная стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования определяется в соответствии с методическими документами, включенными в ФРСН.

    В соответствии с пунктом 33 Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр, при расчете индексов изменения сметной стоимости материалов, изделий и конструкций (далее – Индексы) учитывается стоимость строительных ресурсов в региональном текущем уровне цен.

    До размещения данных о сметных ценах материалов, изделий и конструкций в ФГИС ЦС или при отсутствии в ней данных по отдельным строительным ресурсам их сметная стоимость в текущем уровне цен формируется с учетом расходов, связанных с приобретением и стоимостью перевозки материальных ресурсов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров (если иное расстояние перевозки не указано в общих частях сборников сметных цен, включенных в ФРСН) с учетом массы брутто в пределах субъекта Российской Федерации (или частей территории субъекта Российской Федерации).

    В связи изложенным, транспортные затраты на перевозку строительных ресурсов на расстояние до 30 километров в пределах субъекта Российской Федерации учтены Индексами.

    Расчет дополнительных затрат при перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров в пределах субъекта Российской Федерации по месту расположения объекта строительства производится на основании согласованных заказчиком транспортных схем в составе проекта организации строительства, проектных данных о массе материалов, изделий и конструкций, используемых при выполнении строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ, с применением Федеральных сметных цен на перевозку грузов для строительства, утвержденных приказом Минстроя России от 26.12.2019

    № 876/пр (ФССЦпг-2001), сведения о которых включены в ФРСН, дифференцированных по классам грузов и типам перевозок, приведенных в сметных ценах на перевозку грузов для строительства. Расчет дополнительных затрат на перевозку материалов, изделий и конструкций выполняется без учета 30 километров, учтенных в составе сметных цен на материалы, изделия и конструкции. При этом заготовительно-складские расходы на дополнительные транспортные затраты не начисляются.

  • Определение стоимости монтажа оборудования
    Вопрос: Правильно ли, что в соответствии с подпунктом «г» пункта 99 приказа Минстроя России от 04.08.2020 №421/пр, при определении сметной стоимости строительства объекта здравоохранения к стоимости технологического оборудования допускается включать затраты на приобретение первоначального фонда инструментов, а именно: наборов медицинских инструментов/инструментариев?

    Определение сметной стоимости по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.

    Порядок определения и включения затрат в сводный сметный расчет стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов капитального строительства установлен Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр).

    В соответствии с пунктом 99 Методики № 421/пр при определении сметной стоимости строительства к стоимости оборудования относятся затраты на приобретение:

    а) технологических линий, станков, установок, аппаратов, машин, механизмов, приборов и других устройств, совершающих различные технологические процессы, в результате которых производится энергия, вырабатывается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, а также сопутствующие им процессы, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами, функции связи и контроля;
    б) санитарно-технического оборудования, связанного с обеспечением работы технологического оборудования и технологических процессов;
    в) поставляемых в комплекте с основным оборудованием обвязочных трубопроводов, трубопроводной арматуры, металлических конструкций, мерных участков кабелей с разделанными концами;
    г) первоначального фонда инструмента, технологической оснастки и инвентаря, необходимых для эксплуатации вводимых в действие предприятий, зданий и сооружений;
    д) транспортных средств, относящихся к подвижному составу транспортного хозяйства предприятий производственного назначения, используемых для перемещения грузов в ходе обслуживания технологических процессов переработки, выпуска продукции (подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, автомобильные транспортные средства и прочие транспортные средства);
    е) запасных частей к оборудованию.

    Согласно пункту 105 Методики № 421/пр в локальных сметных расчетах (сметах) на основании проектной документации учитываются затраты на приобретение производственного и хозяйственного инвентаря, лабораторного оборудования, инструмента для осуществления технологических процессов, предназначенных для первоначального оснащения строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства и их функциональной эксплуатацией.

    Необходимость учета в сметной документации затрат на приобретение лабораторного оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря, в том числе мебели и инструмента, указывается в задании на проектирование.

    В соответствии с пунктом 108 Методики № 421/пр к инструменту, необходимому для осуществления технологических процессов на строящемся (реконструируемом) предприятии, относятся технические средства, приспособления, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции.

    Согласно пункту 110 Методики № 421/пр для объектов непроизводственного назначения сметная стоимость производственного и хозяйственного инвентаря относится к сметной стоимости оборудования.

    Для объектов производственного назначения (в том числе линейных объектов) сметная стоимость инструмента для технологических процессов, производственного инвентаря относится к сметной стоимости оборудования, хозяйственного инвентаря – прочим затратам, при этом методические подходы к расчёту их стоимости аналогичны подходам к определению сметной стоимости оборудования.