Важно!
Порядок изменения цены контракта в соответствии с ПП РФ № 1315
Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Вопрос: О подготовке проектной документации объектов культурного наследия
    В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) экспертиза проводится в отношении проектной документации, предусматривающей строительство или реконструкцию объектов капитального строительства. В отношении работ по капитальному ремонту частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ установлена необходимость проведения государственной экспертизы в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости в случае, если капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
    Таким образом, в случае если меры по сохранению объекта культурного наследия (далее – ОКН) содержат работы по строительству или реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренные пунктами 13 и 14 статьи 1 ГрК РФ, то в соответствии со статьей 48 ГрК РФ должна быть разработана проектная документация, соответствующая требованиям к составу и содержанию, установленным частями 12 и 13 статьи 48 ГрК РФ.
    В случае, если в рамках мероприятий по сохранению ОКН планируется проведение работ по капитальному ремонту (предусмотренных пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ), финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, то в соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация подлежит разработке в объеме сметы на капитальный ремонт ОКН.
    Учитывая изложенное, в случае если мероприятия по сохранению ОКН предусматривают выполнение работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренные пунктами 13 и 14 статьи 1 ГрК РФ, то для проведения таких работ должна быть разработана проектная документация, соответствующая требованиям статьи 48 ГрК РФ. Указанная проектная документация подлежит экспертизе в объеме, предусмотренном пунктом 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ, а в случае финансирования работ с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственная экспертиза также проводится в части проверки сметной стоимости. В случае, если мероприятиями по сохранению ОКН не предусмотрено выполнение работ, проведение которых затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта, при этом финансирование работ по сохранению ОКН обеспечивается за счет средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, то государственная экспертиза проводится в объеме проверки сметной стоимости.
    В соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой для проведения  государственной экспертизы, в том числе проектной документации для проведения работ по сохранению ОКН, при которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности таких объектов, определены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации   от 16 февраля 2007 г. № 87 (далее – Положение   № 87).
    На основании пункта 6 Положения  № 87, пункта 1 приказа Минрегиона России от 2 апреля 2009 г. № 108, а также пункта 120 Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. № 687, оформление проектной документации осуществляется в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» (далее – ГОСТ Р 21.1101-2013) с учетом требований, установленных ГОСТ 2.051-2013 «Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие Положения ».
    При подготовке электронных документов следует руководствоваться требованиями к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденных приказом Минстроя России от 12 мая 2017 г. № 783/пр.
    Перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы объектов капитального строительства установлен пунктами 13-16(4) Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение № 145). В случае если проектная документация в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подлежит государственной историко-культурной экспертизе, в составе документов, направляемых для проведения государственной экспертизы, представляется, в том числе положительное заключение историко-культурной экспертизы (подпункт «ж(1)» пункта 13 Положения   № 145).
    Сметная документация, согласно пункту 30 Положения  № 87, составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления), или с применением ресурсного метода определения стоимости строительства. Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 г.
    В случае если после определения сметной стоимости строительства, сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление сметы для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется после корректировки сметы с учетом цен, сложившихся на дату ее представления застройщику (техническому заказчику) (пункт 20(1) Положения  № 145).
  • Вопрос: О необходимости проведения государственной экспертизы работ по сохранению объекта культурного наследия
    В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ  «Об объектах культурного наследия (памятниках историй и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
    Необходимость проведения государственной экспертизы, а также предмет государственной экспертизы зависят от вида выполняемых работ по сохранению объекта культурного наследия.
    В случае если работы по сохранению объекта культурного наследия затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта и имеют признаки реконструкции, указанные в пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), то в соответствии с  пунктом 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ  в отношении таких работ осуществляется подготовка проектной документации с учетом  требований пунктов 3, 5 части 13 и части 15.1 статьи 48 ГрК РФ, подлежащей государственной экспертизе.
    В указанном случае перечень документов, направляемых для проведения государственной экспертизы работ по сохранению объекта культурного наследия, установлен пунктом 13 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение № 145), а предметом государственной экспертизы является оценка соответствия требованиям, указанным в части 5 статьи 49 ГрК РФ. При этом в случае если финансирование работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется с привлечения средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, в предмет государственной экспертизы включается проверка достоверности определения сметной стоимости.
    В случае если работы по сохранению объектов культурного наследия не имеют признаков реконструкции и подпадают под понятие капитального ремонта, установленное пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ, государственная экспертиза работ по сохранению обкатов культурного наследия, финансирование которых осуществляется с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, проводится в части проверки достоверности определения сменой стоимости, перечень документов для проведения которой установлен пунктом 16(4) Положения   № 145.
    При этом в соответствии с пунктом 27(4) Положения  № 145 капитальный ремонт должен включать в себя комплекс строительно-монтажных работ, предусматривающих замену или восстановление всех видов строительных конструкций или всех видов систем или сетей инженерно-технического обеспечения.
    Однако, на основании пункта 2 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ застройщик или технический заказчик независимо от объема и вида работ, предусмотренных проектной документацией по капитальному ремонту, по собственной инициативе вправе направить документы для проведения государственной экспертизы предметом которой является проверка достоверности определения сметной стоимости.
  • Вопрос: Историко-культурная экспертиза
    В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) в том числе проводится в целях определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на участках проектирования, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ, в случае, если указанные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия. Согласно подпункту 34_2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в том числе относятся утверждение границ территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия; сведения о границах указанных территорий относятся к информации ограниченного доступа и не подлежат распространению или предоставлению физическим или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. 
    В соответствии с пунктом 56  статьи 26  Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»  (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ) до утверждения в соответствии с подпунктом 34_2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона  № 73-ФЗ  (в редакции Федерального закона № 342-ФЗ) границ территорий, в отношении которых у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем девятым статьи 28, абзацем третьим статьи 30, пунктом 3 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования Федерального закона № 342-ФЗ).
  • Вопрос: Выделение этапов строительства после получения заключения государственной экспертизы проектной документации
    Согласно части 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
    Частью 13 статьи 48 ГрК РФ установлено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи и с учетом ряда особенностей.
    Частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ определены случаи, когда при внесении изменений в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение, по решению застройщика повторная экспертиза не проводится.
    В соответствии с требованиями пункта 8 Положения  о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение № 87), необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование.
    Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
    Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным Положением № 87.
    Руководствуясь изложенным, в полномочия Учреждения не входит юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержание от их совершения по своему усмотрению (подтвердить заверение главного инженера проекта о том, что вносимые изменения в проектную документацию соответствуют требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ).
  • Вопрос: Об изменении наименования объекта капитального строительства
    На основании пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) обеспечение строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта относится к компетенции застройщика (технического заказчика).
    Наименование объекта капитального строительства указывается в задании на проектировании и следование выданному застройщиком заданию является обязанностью подрядчика и существенным условием договора на выполнение проектных и изыскательских работ (статьи 758,759 Гражданского кодекса Российской Федерации).
    Вопросы, связанные с присвоением или изменением наименования объекта капитального строительства и внесением изменений в задание на проектирование, законодательством о градостроительной деятельности и гражданским законодательством Российской Федерации отнесены к компетенции застройщика (технического заказчика).
    Согласно статье 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ        № 384) идентификация объекта капитального строительства является прерогативой застройщика, технического заказчика. В соответствии с частью 11 статьи 4 ФЗ № 384 идентификационные признаки объекта указываются в задании на проектирование и в текстовых материалах проектной документации.
    На основании пункта 13 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение № 145), к идентификационным сведениям об объекте капитального строительства, проектная документация по которому представлена на государственную экспертизу, отнесены также наименование объекта (объектов) предполагаемого строительства (реконструкции, капитального ремонта), почтовый (строительный) адрес, основные технико-экономические показатели.
    Документы, представленные на экспертизу в соответствии с Положением № 145, должны соответствовать друг другу. Несоответствие наименования объекта капитального строительства в проектной документации и других документах, упомянутых в пункте 13 Положения  № 145, является основанием для отказа в принятии документов на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункты 13 и 24 Положения  № 145; часть 1 статьи 47, часть 11 статьи 48, части 8 и 11 статьи 49 ГрК РФ; части 1 и 7 статьи 15 ФЗ № 384).
  • Вопрос: О направлении откорректированной проектной документации на повторную экспертизу
    В соответствии с пунктами  44 - 45 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение  № 145), проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы.
    Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном Положением № 145 для проведения первичной государственной экспертизы. К заявлению о проведении повторной государственной экспертизы прилагается справка, подписанная главным инженером проекта, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий.
    Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.
  • Вопрос: О необходимости направления откорректированной проектной документации на повторную экспертизу
    На основании части 1 статьи 49 и части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) экспертизе подлежит проектная документация в случае строительства, реконструкции (в понятиях, установленных пунктами 13, 14 и 14.1 статьи 1 ГрК РФ), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 статьи 49 ГрК РФ.
    Объекты, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе, в том числе объекты, сметная стоимость которых в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности её определения, указаны в части 3.4 статьи 49 ГрК РФ.
    Частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ установлены требования к изменениям, внесенным в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, одновременное соблюдение которых позволяет застройщику по своему решению не направлять проектную документацию на повторную экспертизу. Таким образом, утверждение застройщиком откорректированной проектной документации без направления на повторную экспертизу правомерно при соответствии изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ.
    Согласно части 15.2 статьи 48 ГрК РФ застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного главным инженером проекта.
    Внесение в проектную документацию изменений, не соответствующих всем требованиям, установленным частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, в соответствии с подпунктом «б» пункта 44 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, является основанием для обязательного направления проектной документации
    на повторную экспертизу. При этом в соответствии с частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ по решению застройщика или технического заказчика оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы (в том числе изменений, предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий может осуществляться в форме экспертного сопровождения организацией, проводившей экспертизу проектной документации.
    Для оценки соответствия описанных в обращении изменений проектной документации требованиям части 3.8 статьи 49 ГрК РФ и, соответственно, для установления наличия (отсутствия) необходимости направления указанной документации на повторную государственную экспертизу, необходима экспертная оценка всех изменений, утвержденных застройщиком.
    Дополнительно необходимо сообщить, что в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий является предметом экспертизы проектной документации.
    Наделение застройщиков правом по своему решению (при наличии соответствующего подтверждения, утвержденного главным инженером проекта) не направлять откорректированную проектную документацию на повторную государственную экспертизу презюмирует наличие у застройщика и главного инженера проекта необходимой компетенции для оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, соответственно, застройщик полномочен принимать решение об отсутствии необходимости направления проектной документации на повторную государственную экспертизу. 
  • Вопрос: О порядке применения положений части 5.2 статьи 49 ГрК РФ при проведении государственной экспертизы проектной документации с 6 апреля 2020 г.
    6 апреля 2020 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее – Постановление № 440), которым приняты решения, влияющие на определение даты оценки проектной документации, представленной для проведения государственной экспертизы.
    Приложением № 3 к Постановлению № 440 установлено, что на один год продлевается срок применения проекта планировки территории (далее – ППТ), градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ) для целей, предусмотренных частью 5.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в случае, если указанный срок истекает после дня вступления в силу Постановления № 440 до 1 января 2021 г.
    Необходимо отметить, что частью 5.2 статьи 49 ГрК РФ предусмотрена только одна цель использования ГПЗУ и ППТ, которая связана с использованием даты утверждения (выдачи) указанных документов для определения даты, по состоянию на которую действовали требования к проектной документации, применимые при проведении оценки в рамках экспертизы. Так, в соответствии с частью 5.2 статьи 49 ГрК РФ оценка проектной документации осуществляется на соответствие требованиям технических регламентов, действовавшим на дату выдачи ГПЗУ, а применительно к линейным объектам – на дату утверждения ППТ, на основании которых была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с даты выдачи ГПЗУ или с даты утверждения ППТ прошло не более полутора лет. В случае если с указанного периода времени прошло более полутора лет, то оценка проектной документации, в том числе проектной документации линейных объектов, по которым подготовка ППТ является не обязательной, осуществляется на соответствие требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.
    С учетом требований, установленных Постановлением № 440, в случае если полуторалетний срок с даты выдачи ГПЗУ или с даты утверждения ППТ истекает в период с 7 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г., то применение указанных документов в целях определения даты оценки проектной документации продлевается еще на один год. Таким образом, оценка проектной документации в случае представления таких документов осуществляется на соответствие требованиям технических регламентов, действовавшим на дату выдачи ГПЗУ, а применительно к линейным объектам – на дату утверждения ППТ при условии, что с даты выдачи ГПЗУ или с даты утверждения ППТ прошло не более 2,5 лет.
    В случае если с указанного периода времени прошло более 2,5 лет, то оценка проектной документации осуществляется на соответствие требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.
    Например, по объекту капитального строительства, документы по которому для проведения государственной экспертизы представлены в Учреждение 20 апреля 2020 г., полуторалетний срок с даты выдачи ГПЗУ истек 8 апреля 2020 г. В этом случае дата оценки проектной документации определяется на дату выдачи ГПЗУ, так как использование данного ГПЗУ для целей, предусмотренных частью 5.2 статьи 49 ГрК РФ продлевается до 8 апреля 2021 г.или по объекту капитального строительства, документы по которому для проведения государственной экспертизы представлены в Учреждение 1 мая 2020 г., полуторалетний срок с даты утверждения ППТ истек 1 апреля 2020 г. В этом случае дата оценки проектной документации определяется на дату поступления проектной документации на экспертизу (на 1 мая 2020 г.), так как полуторалетний срок с даты утверждения ППТ истек до 7 апреля 2020 г.
    Указанные требования не относятся к проектной документации линейных объектов, по которым подготовка ППТ является не обязательной. По таким объектам оценка проектной документации осуществляется на соответствие требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.
  • Вопрос: Особенности проведения государственной экспертизы для объекта незавершенного строительства
    В соответствии пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
    Согласно пункту 10.2 статьи 1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения – строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
    Определения понятий «здание» и «сооружение» установлены соответственно пунктами 6 и 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 сентября 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент о безопасности зданий и сооружений). Так, например, под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, а под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
    Таким образом, объекты незавершенного строительства, то есть объекты, строительство которых не завершено, отнесены к объектам капитального строительства наряду с зданиями, строениями, сооружениями (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ).
    При этом согласно Положения м статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимому имуществу (недвижимым вещам, прочно связанным с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно).
    Сведения об объектах незавершенного строительства наряду со сведениями об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, вносятся в рамках государственного кадастрового учета недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости, что также позволяет делать выводы об отнесении объектов незавершенного строительства к объектам недвижимости (статья 1 Федерального закона от 13июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
    При этом объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет, когда степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества (пункт 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г.)).
    Важно отметить, что при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем по крайней мере полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Данная правовая позиция была высказана в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (пункт 38).
  • Вопрос: Порядок проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости
    Согласно пункту 30 статьи 1 ГрК РФ и части 2 статьи 8.3 ГрК РФ  сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.
    В случае если ранее в отношении проектной документации было выдано заключение о недостоверности определения сметной стоимости в порядке, предусмотренном Положением № 427, проведение государственной экспертизы в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется в соответствии с порядком, установленным Положения № 145 для проведения первичной государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
    С 1 января 2017 г. проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются в организации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы, в электронной форме, за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, составляющие государственную тайну.
    На основании пункта 18 Положения № 145 представление в электронной форме документов, указанных в пунктах 13-16 Положения № 145, осуществляется с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», расположенной в сети «Интернет» по адресу gosuslugi.ru (далее – ЕПГУ).
    В настоящее время для получения доступа к государственной услуге по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий заявителю необходимо зарегистрироваться на ЕПГУ, получив соответствующую учетную запись.
    Документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий  в электронной форме, в настоящее время представляются в Учреждение с помощью ЕПГУ либо сервиса электронного взаимодействия с заявителем в разделе «Государственные услуги» (подраздел «Подать документы на проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий в электронном виде») на официальном интернет-сайте Учреждения (за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации), используя учетную запись, полученную заявителем на ЕПГУ.
    Инструкция для регистрации юридического лица на ЕПГУ размещена на ЕПГУ.
    Документы, представляемые в электронной форме, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, предусмотренной Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
    Требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.05.2017 №783/пр.