Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Вопрос: В каком случае необходимо представить гидрометеорологические изысканий?

    Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий (часть 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)).
    Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий (часть 5 статьи 47 ГрК РФ).
    Виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 47 ГрК РФ).
    Перечень видов инженерных изысканий утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 20 (далее – Постановление № 20). Обращаем внимание, что инженерно-гидрометеорологические относятся к основным видам инженерных изысканий.
    Следует отметить, что пунктом 4 Положения  о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением № 20 (далее – Положение № 20), установлено право заказчика (застройщика) и исполнителя определять не состав результатов инженерных изысканий, представляемых для проведения экспертизы, а состав работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий как основных, так и специальных видов, их объем и метод выполнения с учетом специфики соответствующих территорий и расположенных на них земельных участков, условия передачи результатов инженерных изысканий, а также иные условия, определяемые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
    Согласно пункту 6 Положения  № 20 материалы и результаты инженерных изысканий оформляются в виде отчетной документации о выполнении инженерных изысканий, состоящей из текстовой и графической частей, а также приложений к ней (в текстовой, графической, цифровой и иных формах).
    Отсутствие результатов инженерных изысканий, указанных в части 6 статьи 47 ГрК РФ, является основанием для отказа в принятии результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу (пункт 3 части 8 статьи 49 ГрК РФ).
    Результаты инженерных изысканий представляются для проведения государственной экспертизы в соответствии с требованиями (в том числе к составу указанных результатов), установленными законодательством Российской Федерации (подпункт «е» пункта 13 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение № 145)).
    Несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 ГрК РФ, является основанием для отказа в принятии результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу (подпункт «в» пункта 24 Положения  № 145).
    С учетом изложенного Учреждение при проверке документов, представленных заявителем для проведения государственной экспертизы, проверяет полноту состава результатов инженерных изысканий (то есть отчетов, подготовленных на основании материалов инженерных изысканий).

  • Вопрос: Представление результатов инженерных изысканий при выделении этапов строительства объекта

    В соответствии с абзацем 4 пункта 2 Положения  о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение № 145), под этапом строительства понимается строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно. В отношении автомобильных дорог и объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта под этапом строительства также понимается комплекс работ по подготовке территории строительства, включающий в себя снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, вырубку леса, проведение археологических раскопок в пределах территории строительства, разминирование территории строительства и другие работы.
    Согласно пункту 19 Положения  № 145 в случае обоснованной возможности реконструкции объекта по этапам строительства проектная документация на объект капитального строительства представляется применительно к отдельным этапам реконструкции объекта капитального строительства. В случае представления проектной документации, предполагающей реконструкцию объекта капитального строительства по этапам, в виде одного комплекта в отношении такой документации заключается один договор на проведение государственной экспертизы и подготавливается одно заключение государственной экспертизы, в котором отражается информация об этапах строительства. В случае представления проектной документации, предполагающей реконструкцию объекта капитального строительства по этапам, в виде отдельных комплектов на каждый из этапов реконструкции в отношении такой документации заключаются договоры на проведение государственной экспертизы и подготавливаются заключения государственной экспертизы на каждый из этапов реконструкции.
    При этом необходимо отметить, что Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее – Положение № 87), не предусмотрена возможность подготовки проектной документации, предусматривающей проектные решения одновременно для двух и более этапов строительства.
    Таким образом, в случае необходимости и обоснованной возможности выделения этапов строительства (реконструкции) необходимо осуществить подготовку проектной документации, соответствующей требованиям Положения  № 87, отдельно в отношении каждого из выделенных этапов реконструкции.
    В части представления результатов инженерных изысканий для проведения государственной экспертизы необходимо отметить следующее.
    В соответствии с частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подготовка проектной документации не допускается без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Оценка соответствия проектной документации результатам инженерных изысканий в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ включена в предмет государственной экспертизы.
    Учитывая изложенное, в описанном в обращении случае целесообразно предварительно направить результаты инженерных изысканий для проведения государственной экспертизы на предмет соответствия требованиям технических регламентов, а после получения положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий направить на экспертизу проектную документацию, выполненную в отношении одного или всех этапов реконструкции, соответствующей требованиям Положения  № 87, в соответствии с требованиями пункта 19 Положения  № 145.

  • Вопрос: Необходимые ли предоставлять на экспертизу материалы по результатам археологических раскопок на участке

    Согласно части 1 стать 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
    В соответствии с частью 5 статьи 49 ГрК РФ предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент) объектом технического регулирования в данном Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения, а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
    Согласно части 1, 4 статьи 6 Технического регламента Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента. При этом национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 статьи 6 Технического регламента перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
    Так, в пункт 34 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, включен в том числе пункт 8.5.1 СП 47.13330.2012 «Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», утвержденный Приказом Госстроя России от 10.12.2012 № 83/ГС (далее – СП 47.13330.2012).
    В соответствии с абзацем 11 пункта 8.5.1 СП 47.13330.2012 состав и содержание технического отчета по результатам инженерно-экологических изысканий и исследований для обоснования документов территориального планирования определяется природно-техногенными условиями и заданием, содержащим состав необходимой отчетной документации для обоснования разрабатываемой документации, и дополнительно к пункту 4.18 СП 47.13330.2012 содержит сведения в части объектов культурного наследия – наличие в пределах района размещения объектов капитального строительства и в зоне их влияния объектов, поставленных на охрану, а также выявленных объектов культурного наследия, в том числе объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, их охранных зон и сведений об установленных ограничениях на ведение хозяйственной деятельности.
    Кроме того, согласно пункт 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ оценка соответствия проектной документации, для подготовки которой выполняются инженерные изыскания, осуществляется на предмет соблюдения требований государственной охраны объектов культурного наследия. Согласно пункт 1 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона № 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований статьи 30 Федерального закона № 73-ФЗ.
    Согласно абзацу 9 статьи 23 Федерального закона № 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза (историко-культурная экспертиза) проводится в целях определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона № 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона  № 73-ФЗ.
    Разъяснение положений федерального законодательства, а также вопросы выявления объектов культурного наследия не входят в компетенцию Учреждения.

  • Вопрос: Предоставление отчета по результатам инженерных изысканий
    Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий (часть 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)).
    Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий (часть 5 статьи 47 ГрК РФ).
    Согласно части 5 статьи 49 ГрК РФ предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов.
    Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ № 384) установлено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания) обеспечивается посредством соблюдения требований ФЗ № 384 и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 ФЗ № 384 перечни (далее – Перечни), или требований специальных технических условий (при отсутствии или недостаточности требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами).
    Общие требования и правила выполнения инженерных изысканий определены в СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные Положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96» и СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Основные Положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96» (далее - СП 47.13330.2016), которые включены в Перечни.
    Согласно пункту 1 приказа Минрегиона России от 02.04.2009 № 108 выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется в соответствии с национальными стандартами «Система проектной документации для строительства», которые утверждаются приказами в установленном порядке.
    До утверждения национальных стандартов выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется с использованием ранее принятых стандартов Системы проектной документации для строительства, стандартов Единой системы конструкторской документации в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.
    Требования к оформлению отчетной документации по инженерным изысканиям установлены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 21.301-2014. «Межгосударственный стандарт. Система проектной документации для строительства. Основные требования к оформлению отчетной документации по инженерным изысканиям» (введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2014 № 1831-ст), включенным в Перечни.
    Общие правила выполнения и комплектования графической и текстовой документации установлены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» (далее – ГОСТ Р 21.1101-2013). На основании пункта 5.1.2 ГОСТ Р 21.1101-2013 подготовку электронных документов следует осуществлять с учетом общих требований, установленных ГОСТ 2.051-2013 «Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие Положения».
    На основании пункта 4.38 СП 47.13330.2016 результаты инженерных изысканий предоставляются заказчику в виде технического отчета, включающего результаты по всем видам выполненных инженерных изысканий, или в виде технических отчетов по отдельным видам инженерных изысканий на весь объект изысканий или на его часть.
    На основании пункта 18 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, документы, представляемые в электронной форме, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – УКЭП).
    Требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства утверждены приказом Минстроя России от 12.05.2017 № 783/пр (далее – Требования № 783/пр).
    Согласно пункту 7 Требований № 783/пр проектная документация, сформированная в форме электронного документа, подписывается лицами, участвующими в ее разработке, осуществлении нормоконтроля и согласовании, с использованием УКЭП, а в случае невозможности обеспечения их электронной подписью - на отдельные документы в составе проектной документации оформляется информационно-удостоверяющий лист на бумажном носителе, содержащий наименование электронного документа, к которому он выпущен, фамилии и подписи не обеспеченных электронной подписью лиц, дату и время последнего изменения документа. Такой информационно-удостоверяющий лист сканируется в соответствии с пунктом 6 Требований № 783/пр, и сформированный по результатам сканирования электронный документ подписывается лицом, уполномоченным на предоставление документов для оказания услуг, с использованием УКЭП.
    Разъяснение положений законодательства в части подготовки проектной документации не входит в компетенцию Учреждения.
  • Вопрос: Перечень документов, необходимых для проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости сноса объекта капитального строительства (в случае, если снос не связан со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства)
    а) заявление о проведении государственной экспертизы, в котором указываются:
    идентификационные сведения об исполнителях работ - лицах, осуществивших подготовку проектной документации и выполнивших инженерные изыскания (фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, основной государственный регистрационный номер, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) индивидуального предпринимателя; полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения и адрес, адрес электронной почты (при наличии) юридического лица);
    идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на государственную экспертизу (наименование объекта предполагаемого строительства (реконструкции, капитального ремонта, сноса, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого расположен или планируется расположение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (номер и дата утверждения градостроительного плана земельного участка и (или) документации по планировке территории);
    идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика (технического заказчика) - физического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, основной государственный регистрационный номер, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика (технического заказчика) - индивидуального предпринимателя; полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения и адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика - юридического лица, органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, а в случае, если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, - указанные сведения также в отношении заявителя);
    сведения об использовании (о причинах неиспользования) экономически эффективной проектной документации повторного использования (далее - проектная документация повторного использования) при подготовке проектной документации, представленной для проведения государственной экспертизы, в случае если законодательством Российской Федерации установлено требование о подготовке проектной документации с обязательным использованием проектной документации повторного использования;
    сведения об источнике финансирования (в случае если финансирование работ предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, указывается соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации; в случае если финансирование работ предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов (далее - государственные компании и корпорации), указывается соответствующее юридическое лицо) и размере финансирования (в процентном отношении к полной стоимости проекта);
    сведения о сметной или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства, содержащиеся в решении об утверждении федеральной целевой программы, региональной (муниципальной) программы, либо о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, либо о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, либо о предоставлении субсидий государственным компаниям и корпорациям, публично-правовым компаниям, в том числе в виде имущественного взноса, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности государственных компаний и корпораций, публично-правовых компаний, или в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным компаниям и корпорациям, публично-правовым компаниям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц, или для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных дочерних обществ, либо о предоставлении субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, либо о предоставлении бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, или в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, либо в отношении объекта капитального строительства при детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) в составе федеральных целевых программ, региональных (муниципальных) программ, принятых в установленном бюджетным законодательством порядке;
    г(1)) ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах;
    ж(1)) положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной историко-культурной экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
    и) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (в случае, если заявитель не является техническим заказчиком, застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы (далее - договор) должны быть оговорены специально;
    и) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (в случае, если заявитель не является техническим заказчиком, застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы (далее - договор) должны быть оговорены специально;
    к) выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, действительная на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику) (представляется в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется членство исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий. В случае если проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий переданы застройщику до 1 июля 2017 г., представляются выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по подготовке проектной документации и (или) инженерным изысканиям, действительные на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику), если в соответствии с законодательством Российской Федерации получение допуска к таким работам являлось обязательным до 1 июля 2017 г.;
    а) проект организации работ по сносу объекта капитального строительства;
    б) смета на снос объекта капитального строительства;
    в) результаты и материалы обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.
  • Вопрос: Предмет экспертизы и состав заключения по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации на капитальный ремонт, в отношении объектов, для которых проверка достоверности является обязательной

    В соответствии с абзацем 1 части 3.3 статьи 49 ГрК проектная документация капитальный ремонта подлежит государственной экспертизе только в случае финансирования капитального ремонта с привлечением бюджетных средств и только в части проверки достоверности определения сметной стоимости. Содержание предмета оценки в рамках проверки достоверности определения сметной стоимости установлено пунктом 27.3 Положения  № 145.
    Проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства.
    При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, также осуществляются изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, реконструкции (далее - предполагаемая (предельная) стоимость), рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о сметной стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, указанной в проектной документации на такой объект, получившей положительное заключение государственной экспертизы в части проверки сметной стоимости (далее - проект-аналог).
    При принятии Правительством Российской Федерации решения о неприменении критерия экономической эффективности проектной документации в части сметной стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства, которая не должна превышать предполагаемую (предельную) стоимость, определенную с применением укрупненных нормативов цены строительства или с использованием документально подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимости, рассчитанной на основе подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости проектов-аналогов, не производится.
    При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, а также при отсутствии документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимостью, рассчитанной на основе подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости проектов-аналогов, не производится.
    При проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом настоящего пункта расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов по состоянию на дату обследования.

  • Вопрос: Предмет государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости

    Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом государственной экспертизы проектной документации являются:
    а) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий (далее - оценка соответствия проектной документации), за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 ГрК РФ, и проектной документаций, указанной в части 3 статьи 49 ГрК РФ, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;
    б) проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ

  • Вопрос: Предмет государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости
    Предметом государственной экспертизы проектной документации являются:
    а) оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий (далее - оценка соответствия проектной документации), за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и проектной документаций, указанной в части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется (далее - оценка «технической части»);
    б) проверки достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ.
  • Вопрос: Предмет государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации
    Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий (далее - оценка соответствия проектной документации), за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 ГрК РФ, и проектной документаций, указанной в части 3 статьи 49 ГрК РФ, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется
  • Вопрос: О подготовке проектной документации объектов культурного наследия
    В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) экспертиза проводится в отношении проектной документации, предусматривающей строительство или реконструкцию объектов капитального строительства. В отношении работ по капитальному ремонту частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ установлена необходимость проведения государственной экспертизы в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости в случае, если капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
    Таким образом, в случае если меры по сохранению объекта культурного наследия (далее – ОКН) содержат работы по строительству или реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренные пунктами 13 и 14 статьи 1 ГрК РФ, то в соответствии со статьей 48 ГрК РФ должна быть разработана проектная документация, соответствующая требованиям к составу и содержанию, установленным частями 12 и 13 статьи 48 ГрК РФ.
    В случае, если в рамках мероприятий по сохранению ОКН планируется проведение работ по капитальному ремонту (предусмотренных пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ), финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, то в соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация подлежит разработке в объеме сметы на капитальный ремонт ОКН.
    Учитывая изложенное, в случае если мероприятия по сохранению ОКН предусматривают выполнение работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренные пунктами 13 и 14 статьи 1 ГрК РФ, то для проведения таких работ должна быть разработана проектная документация, соответствующая требованиям статьи 48 ГрК РФ. Указанная проектная документация подлежит экспертизе в объеме, предусмотренном пунктом 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ, а в случае финансирования работ с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственная экспертиза также проводится в части проверки сметной стоимости. В случае, если мероприятиями по сохранению ОКН не предусмотрено выполнение работ, проведение которых затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта, при этом финансирование работ по сохранению ОКН обеспечивается за счет средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, то государственная экспертиза проводится в объеме проверки сметной стоимости.
    В соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой для проведения  государственной экспертизы, в том числе проектной документации для проведения работ по сохранению ОКН, при которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности таких объектов, определены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации   от 16 февраля 2007 г. № 87 (далее – Положение   № 87).
    На основании пункта 6 Положения  № 87, пункта 1 приказа Минрегиона России от 2 апреля 2009 г. № 108, а также пункта 120 Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. № 687, оформление проектной документации осуществляется в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» (далее – ГОСТ Р 21.1101-2013) с учетом требований, установленных ГОСТ 2.051-2013 «Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие Положения ».
    При подготовке электронных документов следует руководствоваться требованиями к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденных приказом Минстроя России от 12 мая 2017 г. № 783/пр.
    Перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы объектов капитального строительства установлен пунктами 13-16(4) Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение № 145). В случае если проектная документация в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подлежит государственной историко-культурной экспертизе, в составе документов, направляемых для проведения государственной экспертизы, представляется, в том числе положительное заключение историко-культурной экспертизы (подпункт «ж(1)» пункта 13 Положения   № 145).
    Сметная документация, согласно пункту 30 Положения  № 87, составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления), или с применением ресурсного метода определения стоимости строительства. Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 г.
    В случае если после определения сметной стоимости строительства, сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление сметы для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется после корректировки сметы с учетом цен, сложившихся на дату ее представления застройщику (техническому заказчику) (пункт 20(1) Положения  № 145).