Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Вопрос: Корректировка проектной документации
    Правила внесения изменений в проектную документацию установлены в разделе 7 ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» (далее – ГОСТ Р 21.1101-2013), которые применяются с учетом требований, установленных в ГОСТ 2.051-2013» Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения» для электронных документов.
    В соответствии с пунктом 45 Положения № 145 экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.
  • Вопрос: Существуют ли требования по предоставлению конструкторской документации с расчетами модульных зданий и сооружений заводской комплектности?
    На основании части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), статей 4 и 5.1 № 184-ФЗ , части 5 статьи 3 и части 2 статьи Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»  предметом проводимой в Учреждении государственной  экспертизы является оценка ее соответствия требованиям пожарной, промышленной и иной безопасности, требованиям технических регламентов, требованиям стандартов и сводов правил (их частей), включенных в перечни, утвержденные соответствующими нормативно-правовыми актами, или требованиям специальных технических условий.
    Пунктом 34 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и  результатов инженерных изысканий, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145,  определено, что результатом  заключения государственной экспертизы является оценка  соответствия разделов проектной документации требованиям к их содержанию, установленным Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённым постановлением Правительства Российской  Федерации от 16.02.2008 № 87.
    Согласно пункту 3.2 Приложения к Порядку подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве, утверждённый постановлением Госстроя России от 01.07.2002 № 76, в отношении   зданий и сооружений комплектной поставки, контейнерного  типа,  сборно-разборных и цельноперевозимых выдается техническое  свидетельство с учетом обязательных требований строительных,  санитарных, пожарных, промышленных, экологических и других  норм безопасности, утвержденных в соответствии с действующим  законодательством (далее  –  Техническое  свидетельство).
    В отсутствие необходимого Технического свидетельства оценка  проектной документации зданий и сооружений, в том числе  идентифицированных первоначально (пункт 10.2 статьи 1  Кодекса)  застройщиком и лицом, осуществляющим подготовку проектной  документации, как некапитальные строения, проводится на  основании требований Положения  № 87, № 384-ФЗ, иных  федеральных  законов и нормативных правовых  актов.
  • Вопрос: Необходимость согласования проектной документации
    Частью 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлен прямой запрет истребовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные ГрК РФ.
    Согласно пункту 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ предметом экспертизы технической части проектной документации является оценка соответствия проектной документации:
    - требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта (далее – нормативные требования);
    - заданию застройщика или технического заказчика на проектирование (далее – задание на проектирование);
    - результатам инженерных изысканий.
    Из комплексного прочтения вышеуказанных положений ГрК РФ следует, что при проведении государственной экспертизы согласование проектной документации может быть истребовано только в случае, если необходимость получения такого согласования на стадии проектирования
    (до начала строительства объекта капитального строительства) предусмотрена нормативными требованиями либо заданием на проектирование.
    Дополнительно следует отметить, что некоторые нормативные правовые акты содержат требования о согласовании проектной документации. 
  • Вопрос: Направление проектной документации в отношении каждого этапа строительства на государственную экспертизу
    Согласно части 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
    Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
    Частью 13 статьи 48 ГрК РФ установлено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи и с учетом ряда особенностей.
    В соответствии с требованиями пункта 8 Положения  о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение № 87), необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование.
    Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
    Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным Положением № 87.
    При этом, согласно пункту 8 Положения  № 87, под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно.
    Согласно пункту 2 Положения  № 145 «этап строительства» - строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства).
    Согласно подпункту «г» пункта 13 Положения  № 145 на государственную экспертизу представляется проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными Положением № 87.
  • Вопрос: О требованиях к оформлению текстовых и графических материалов проектной документации, представляемых в ходе проведения государственной экспертизы
    На основании пункта 31 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение № 145), в ходе проведения государственной экспертизы и (или) проверки достоверности определения сметной стоимости заявителем может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию в порядке, установленном соответствующим договором.
    В соответствии с условиями заключаемых в ФАУ «Главгосэкспертиза России» договоров о проведении государственной экспертизы и договоров о проверке достоверности определения сметной стоимости (далее – договоры) оперативное внесение изменений в проектную документацию должно осуществляться заявителем путем замены (перевыпуска) ранее представленных томов и (или) выпуска дополнительных томов с присвоением новым томам новых обозначений. По результатам внесенных в проектную документацию изменений заявитель представляет на рассмотрение новые тома проектной документации, а также справку с описанием изменений, внесенных в проектную документацию (включая ссылки на соответствующие листы проектной документации), и указанием разделов проектной документации, в которые изменения не вносились.
    При этом необходимо учитывать, что все документы, которые подлежат представлению для проведения государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости, как на этапе первичного направления, так и на этапе направления откорректированных материалов (за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, или иные документы содержат сведения, составляющие государственную тайну), должны представляться в  ФАУ «Главгосэкспертиза России» исключительно в электронной форме (посредством АИС «Главгосэкспертиза») в соответствии с Требованиями к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденными приказом Минстроя России от 12 мая 2017 г. № 783/пр (далее – Приказ № 783/пр) .
    На этапе направления документов для проведения государственной экспертизы и (или) проверки достоверности определения сметной стоимости контроль за соответствием поступивших документов требованиям Приказа № 783/пр в центральном аппарате и филиалах Учреждения осуществляется соответствующими отделами сопровождения проектов, которые в случае выявления отступлений от установленных требований на основании подпункта «б» пункта 23 Положения  № 145 принимают решение об оставлении таких документов без рассмотрения.
    На этапе направления заявителем материалов, откорректированных в ходе оперативного устранения замечаний, соответствующий контроль осуществляют исключительно эксперты-соисполнители, по замечаниям которых представлены новые материалы.
    Внесение изменений в проектную документацию осуществляется по правилам, установленным разделом 7 ГОСТ Р 21.1101. Согласно Положения м пункта 5.1.2 ГОСТ Р 21.1101 подготовку электронных документов следует осуществлять с учетом общих требований, установленных ГОСТ 2.051-2013 «Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения» (далее – ГОСТ 2.051).
    Согласно пункту 7.3.6 ГОСТ Р 21.1101 внесение изменений в электронный документ производят путем выпуска новой версии документа с внесенными изменениями. В соответствии с пунктом 4.16 ГОСТ 2.051 внесение изменений в содержательную часть электронного документа должно приводить к созданию новой версии этого электронного документа с сохранением его обозначения и наименования и установлением соответствующего статуса. В реквизитной части электронного документа указывают номер новой версии соответствующего электронного документа.
    При полной переработке раздела или подраздела проектной документации в его текстовой части приводятся сведения о внесенных изменениях: основание для внесения изменений, краткое описание внесенных изменений (пункт 7.4.3 ГОСТ Р 21.1101). Регистрация изменений (версий) тома в целом производится в таблице регистрации изменений по установленной форме, которую размещают при внесении изменений на его титульном листе и обложке, либо только на обложке (пункт 7.4.5 ГОСТ Р 21.1101).
    Сведения об изменениях листов графических документов должны быть указаны в графе «Примечание» содержания тома (пункт 7.4.6 ГОСТ Р 21.1101), а также в основной надписи соответствующих листов (пункт 7.1.6 ГОСТ Р 21.1101).
    Согласно разделу 1 ГОСТ Р 21.1101 общие правила выполнения и комплектования графической и текстовой документации, установленные в подразделе 4.1 и в разделах 5 и 8, правила внесения изменений, установленные в разделе 7 ГОСТ Р 21.1101, распространяются также на отчетную техническую документацию по результатам инженерных изысканий для строительства.
    Представляемый электронный документ должен быть подписан лицами, участвующими в его разработке, осуществлении нормоконтроля и согласовании. В случае невозможности обеспечения их электронной подписью – на отдельные документы в составе проектной документации должен быть оформлен информационно-удостоверяющий лист (далее – ИУЛ), содержащий наименование электронного документа, к которому он выпущен, фамилии и подписи не обеспеченных электронной подписью лиц, дату и время последнего изменения документа. Отсканированный ИУЛ подписывается лицом, уполномоченным на предоставление документов для оказания услуг, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП) (пункты 6 и 7 Приказа № 783/пр).
    Согласно части 8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации направление на экспертизу не всех установленных документов, является основанием для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу.
    Таким образом, электронные документы, направленные для проведения государственной экспертизы, а также проверки достоверности определения сметной стоимости с нарушением Приказа № 783/пр, должны считаться непредставленными.
    При этом следует отметить, что в случае если ИУЛ оформлен в соответствии с требованиями, установленными пунктом 7 Приказа № 783 (в том числе подписан УКЭП уполномоченного лица), но при этом содержит неполные или недостоверные сведения (например, содержит не все подписи лиц, участвующих в разработке электронного документа, или содержит недостоверные сведения об указанных лицах), то такое несоответствие,  согласно  Положению № 145 не является основанием для отказа в принятии откорректированных материалов к рассмотрению.
  • Вопрос: О требованиях к составу и содержанию разделов проектной документации, предусматривающей одновременно строительство линейных объектов и объектов капитального строительства производственного назначения и (или) непроизводственного назначения
    Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее – Положение № 87), установлены отдельные требования к составу и содержанию разделов проектной документации, подготавливаемой в отношении линейных объектов (далее – линейные объекты), и проектной документации, подготавливаемой в отношении объектов капитального строительства производственного назначения и (или) непроизводственного назначения (далее - «площадные» объекты).
    Между тем в ряде случаев проектная документация, представляемая на государственную экспертизу, может предусматривать строительство (реконструкцию) технологического комплекса, включающего в себя одновременно как линейные объекты, так и «площадные».
    При проведении оценки состава и содержания разделов такой проектной документации при представлении ее на государственную экспертизу предлагается учитывать следующее.
    1. На основании частей 1 и 11 статьи 4 Федерального закона
    от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Техрегламент) идентификационные признаки зданий и сооружений (в том числе по назначению и по принадлежности к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность) должны быть указаны застройщиком (техническим заказчиком) в задании на выполнение инженерных изысканий и в задании на проектирование.
    Учитывая, что требования законодательства определяют различный подход к проектированию линейных и «площадных» объектов (в том числе в части характера работ, выполняемых при реконструкции линейных объектов и при реконструкции «площадных» объектов), можно сделать вывод о том, что линейные объекты имеют функционально-технологические особенности, влияющие на их безопасность.
    Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся: линии электропередачи; линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения); трубопроводы; автомобильные дороги; железнодорожные линии; другие подобные сооружения.
    В законодательстве Российской Федерации, в том числе в Федеральном законе от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» не установлено определение понятия «линии электропередачи». Однако данное определение содержится в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6, а также в межгосударственном стандарте ГОСТ 19431-84 «Энергетика и электрификация. Термины и определения» (пункт 34), согласно которым линия электропередачи – это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии.
    В то же время в межгосударственном стандарте ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения» (пункт 2) приведено иное определение данного понятия, согласно которому линия электропередачи – это электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором по ГОСТ 19431.
    Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», линии связи – это линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.
    Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
    В законодательстве Российской Федерации, в том числе в Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ
    «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» не установлено определение понятия «железнодорожная линия». Данное определение приведено только в Методике классификации и специализации железнодорожных линий ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2015 г. № 3048р, согласно которой железнодорожная линия – это комплекс путей, сооружений и устройств на одном или нескольких поездоучастках, предназначенный для железнодорожных сообщений, включающий подсистемы: железнодорожные пути, станционную, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, по которым формируются данные статистической отчетности.
    В законодательстве Российской Федерации не установлено общее определение понятия «трубопроводы». В то же время, например, в своде правил СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» (пункт 3.31) определено понятие «трубопровод магистральный», под которым понимается единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, его линейную часть, в том числе объекты, используемые для обеспечения транспортирования, хранения и (или) перевалки на автомобильный, железнодорожный и водный виды транспорта жидких или газообразных углеводородов, измерения жидких (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, газовый конденсат, широкая фракция легких углеводородов, их смеси) или газообразных (газ) углеводородов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации; а в межгосударственном стандарте ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) «Водоснабжение. Термины и определения» – понятие «водопровод», под которым понимается комплекс сооружений, включающий водозабор, водопроводные насосные станции, станцию очистки воды или водоподготовки, водопроводную сеть и резервуары для обеспечения водой определенного качества потребителей. Данные определения могут быть приняты за основу при выработке общих подходов к определению понятий других видов трубопроводов (газоснабжения, водоотведения, отопления и т.д.), которые не установлены в нормативных правовых актах или нормативных документах.
    В связи с изложенным представляется возможным объекты, которые прямо указаны в пункте 10.1 статьи 1 ГрК РФ и определены в соответствующих нормативных правовых актах или нормативных документах, однозначно идентифицировать как линейные объекты. При представлении на государственную экспертизу проектной документации, подготовленной применительно к объектам, однозначно идентифицируемым как линейные объекты, такая проектная документация должна быть проверена на соответствие составу разделов, предусмотренному частью III Положения  № 87, вне зависимости от идентификационных признаков, указанных застройщиком (техническим заказчиком) в задании на проектирование.
    В отношении проектной документации иных объектов капитального строительства, которые по причине отсутствия соответствующих определений нормативных правовых актах или нормативных документах не могут быть однозначно идентифицированы как линейные объекты, проверка должна проводиться на соответствие составу разделов, предусмотренных частью II или частью III Положения  № 87 – в зависимости от идентификационных признаков, указанных застройщиком (техническим заказчиком) в задании на проектирование.
    Следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 4 Техрегламента застройщик (технический заказчик) вправе для идентификации зданий и сооружений по назначению и по принадлежности к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность, использовать Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2014), а в отсутствие необходимой классификации в ОК 029-2014 – классификаторы, включенные в нормативные правовые акты, утвержденные федеральными органами исполнительной власти.
    При решении вопроса о выборе требований к составу разделов, подлежащих применению для проведения проверки комплектности (согласно части II или согласно части III Положения  № 87), необходимо учитывать позицию, изложенную в письме Минрегиона России от 20 мая 2011 г. № 13137-ИП/08 «О государственной экспертизе проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения», а также в письме Минстроя России от 25 января 2016 г. № 2459-ОГ/06 «О порядке включения сведений о сетях инженерно-технического обеспечения в проектную документацию».
    Экспертиза проектной документации по сетям инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства проводится в составе проектной документации объекта капитального строительства. Положением № 87 предусмотрены: раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка», раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений».
    В случае строительства (реконструкции, капитального ремонта) сетей инженерно-технического обеспечения, являющихся функционально частью объекта капитального строительства и, в отдельных случаях, выходящих за пределы границ земельного участка, отведенного под указанные цели, но при этом не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы), сведения о таких сетях включаются в раздел 5 проектной документации объекта капитального строительства, для инженерно-технического обеспечения которого они предназначены.
    Сети инженерно-технического обеспечения, размещаемые за пределами элемента планировочной структуры, функционально не относящиеся к определенным объектам капитального строительства и, как правило, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, следует рассматривать как отдельный линейный объект; к таким объектам могут быть отнесены, например, квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.). Проектная документация указанных сетей инженерно-технического обеспечения подлежит государственной экспертизе как проектная документация линейных объектов.
    Согласно пункту 20 части 2 статьи 2 Техрегламента под сетью инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
    2. Рассмотрение проектной документации, подготовленной в отношении линейного объекта, в составе инфраструктуры которого предусмотрены «площадные» объекты.
    В данном случае предполагается, что в соответствующем технологическом комплексе основным по назначению является линейный объект.
    На основании пунктов 33 и 37 Положения  № 87 в состав проектной документации линейного объекта включается раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта» (далее – Раздел 4).
    Подпунктом «в» пункта 37 Положения  № 87 установлено, что в Разделе 4 должны быть указаны сведения о проектной документации зданий и сооружений, проектируемых в составе линейного объекта. Под указанными сведениями понимается ссылка на комплект проектной документации соответствующего объекта (здания или сооружения), разработанный и представленный в составе проектной документации на весь комплексный объект, включающий непосредственно линейный и «площадной» объект (объекты) инфраструктуры.
    Комплект проектной документации в отношении «площадного» объекта, проектируемого в составе линейного объекта, разрабатывается в соответствии с составом и требованиями к содержанию разделов, установленными частью II Положения  № 87, а в отношении подземных объектов метрополитена – в соответствии с требованиями к содержанию разделов, установленными пунктом 13, подпунктами «д»   «х» пункта 14, подпунктами «а»   «г», «ж» пункта 15 и пунктами 16 - 19, 22, 27 Положения  № 87.
    Проектная документация в отношении «площадных» объектов, запроектированных в составе линейного объекта, может предоставляться в составе комплексной проектной документации как отдельным комплектом
    для каждого «площадного» объекта, так и единым комплектом для нескольких таких объектов (в зависимости от особенностей проектирования и комплектования томов проектной документации) – на усмотрение лица, ответственного за подготовку проектной документации.
    Разделение и представление проектной документации «площадного» объекта, запроектированного в составе линейного объекта (частей такой проектной документации), в составе Раздела 4 или иных разделов проектной документации линейного объекта либо изъятие отдельных разделов проектной документации «площадного» объекта, запроектированного в составе линейного объекта, Положением № 87 не предусмотрено.
    В связи с изложенным при наличии в Разделе 4 сведений о проектной документации «площадного» объекта, запроектированного в составе линейного объекта, должна быть проведена проверка наличия в представленной комплексной проектной документации комплекта проектной документации «площадного» объекта, а также соответствия указанного комплекта составу, установленному частью II Положения  № 87 (при проведении государственной экспертизы – оценка соответствия указанного комплекта требованиям к содержанию, установленным частью II Положения  № 87).
    Представление на государственную экспертизу комплекта проектной документации здания или сооружения («площадных» объектов), запроектированного в составе линейного объекта, отдельно от проектной документации такого линейного объекта недопустимо, за исключением случаев, если указанное здание или сооружение запроектировано в качестве отдельного этапа строительства линейного объекта и соответствует требованиям пункта 8 Положения  № 87.
    Следует отметить, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 34 Положения  № 87 в проектной документации линейного объекта должны быть представлены реквизиты утвержденной в установленном порядке ДПТ, а в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 и пунктом 11 Положения  № 87 в проектной документации «площадного» объекта, запроектированного в составе линейного объекта, – ГПЗУ, предоставленного для размещения «площадного» объекта.
    3. Рассмотрение проектной документации «площадного» объекта, предусматривающей строительство линейных объектов, размещаемых в пределах элемента планировочной структуры, предназначенного для строительства «площадного» объекта.
    В данном случае предполагается, что в соответствующем технологическом комплексе основным по назначению является «площадной» объект.
    В пределах элемента планировочной структуры, предназначенного для строительства «площадного» объекта, могут размещаться объекты, обладающие признаками линейных объектов (сети связи, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, внутриплощадочные автомобильные дороги, технологические (внутренние) железнодорожные пути) и неразрывно связанные с «площадным» объектом функционально и технологически. При этом отличительной особенностью таких линейных объектов является то, что они предназначены для обеспечения эксплуатации только одного «площадного» объекта. Однако, не смотря на наличие у них признаков линейных объектов, для строительства таких объектов (в отличие от линейных объектов капитального строительства, определенных в пункте 10.1 статьи 1 ГрК РФ) не выделяются отдельные земельные участки или полосы отвода и, соответственно, не требуется подготовка ДПТ.
    Проектная документация по «площадным» объектам, предусматривающая размещение вышеуказанных линейных объектов, представляется на государственную экспертизу одним комплектом в соответствии с требованиями части II Положения  № 87; при этом решения по внутриплощадочному транспорту (внутриплощадочным автомобильным дорогам и технологическим (внутренним) железнодорожным путям, размещаемым в пределах элемента планировочной структуры, предназначенного для строительства «площадного» объекта), указываются в разделе 2 «Схема планировочной организации земельного участка»; решения по внутриплощадочным сетям инженерно-технического обеспечения – в разделе 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений». Экспертная оценка в отношении технических решений внутриплощадочных автомобильных дорог и технологических (внутренних) железнодорожных путей, предусмотренных в разделе 2, и внутриплощадочных сетей инженерно-технического обеспечения, предусмотренных в разделе 5, осуществляется экспертами по соответствующим направлениям деятельности.
    На основании пунктов 9 и 32 Положения  № 87 в составе проектной документации такого «площадного» объекта не могут представляться другие разделы, за исключением разделов, предусмотренных пунктами 10 – 31 Положения  № 87, и иных разделов, необходимость разработки которых при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена федеральными законами.
    4. Рассмотрение проектной документации «площадного» объекта, предусматривающей строительство линейных объектов, размещаемых за пределами элемента планировочной структуры, предназначенного для строительства «площадного» объекта.
    В данном случае предполагается, что в соответствующем технологическом комплексе основным по назначению является «площадной» объект, при этом линейные объекты, связанные с «площадным» объектом функционально и технологически, размещаются за пределами элемента планировочной структуры, предназначенного для строительства «площадного» объекта (например, инженерные коммуникации, обеспечивающие подключение предприятия (завода) к сетям инженерно-технического обеспечения, подъездные автомобильные дороги, железнодорожные пути и т.д.).
    Комплект проектной документации на строительство такого линейного объекта разрабатывается (по составу и содержанию разделов) в соответствии с частью III Положения  № 87 и для представления на государственную экспертизу прикладывается к комплекту проектной документации «площадного» объекта, разработанной (по составу и содержанию разделов) в соответствии с частью II Положения  № 87.
    Учитывая изложенное, в комплекте проектной документации «площадного» объекта должен содержаться ГПЗУ (подпункт «б» пункта 10, пункт 11 Положения  № 87), а в комплекте проектной документации линейного объекта – реквизиты ДПТ (подпункт «б» пункта 34 Положения  № 87), за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории (постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории»).
    5. Необходимо особо отметить, что организация по проведению государственной экспертизы не вправе отказывать в рассмотрении проектной документации, содержащей в своем составе одновременно разделы, подготовленные применительно к «площадным» объектам (в соответствии с частью II Положения  № 87), и разделы, подготовленные применительно к линейным объектам (в соответствии с частью III Положения  № 87), при условии, что состав разделов такой проектной документации соответствует как части II, так и части III Положения  № 87, и при этом отсутствуют иные основания для отказа в принятии проектной документации на экспертизу, предусмотренные частью 8 статьи 49 ГрК РФ.
  • Вопрос: О представлении результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу
    Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий (часть 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)).
    Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий (часть 5 статьи 47 ГрК РФ).
    Согласно части 5 статьи 49 ГрК РФ предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов.
    Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ № 384) установлено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания) обеспечивается посредством соблюдения требований ФЗ № 384 и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 ФЗ № 384 перечни (далее – Перечни), или требований специальных технических условий (при отсутствии или недостаточности требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами).
    Общие требования и правила выполнения инженерных изысканий определены в СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные Положения . Актуализированная редакция СНиП 11-02-96» и СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Основные Положения . Актуализированная редакция СНиП 11-02-96» (далее - СП 47.13330.2016), которые включены в Перечни.
    Согласно пункту 1 приказа Минрегиона России от 02.04.2009 № 108 выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется в соответствии с национальными стандартами «Система проектной документации для строительства», которые утверждаются приказами в установленном порядке.
    До утверждения национальных стандартов выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется с использованием ранее принятых стандартов Системы проектной документации для строительства, стандартов Единой системы конструкторской документации в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.
    Требования к оформлению отчетной документации по инженерным изысканиям установлены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 21.301-2014. «Межгосударственный стандарт. Система проектной документации для строительства. Основные требования к оформлению отчетной документации по инженерным изысканиям» (введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2014 № 1831-ст), включенным в Перечни.
    Общие правила выполнения и комплектования графической и текстовой документации установлены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» (далее – ГОСТ Р 21.1101-2013). На основании пункта 5.1.2 ГОСТ Р 21.1101-2013 подготовку электронных документов следует осуществлять с учетом общих требований, установленных ГОСТ 2.051-2013 «Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие Положения».
    На основании пункта 4.38 СП 47.13330.2016 результаты инженерных изысканий предоставляются заказчику в виде технического отчета, включающего результаты по всем видам выполненных инженерных изысканий, или в виде технических отчетов по отдельным видам инженерных изысканий на весь объект изысканий или на его часть.
    На основании пункта 18 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, документы, представляемые в электронной форме, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – УКЭП).
    Требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства утверждены приказом Минстроя России от 12.05.2017 № 783/пр (далее – Требования № 783/пр).
    Согласно пункту 7 Требований № 783/пр проектная документация, сформированная в форме электронного документа, подписывается лицами, участвующими в ее разработке, осуществлении нормоконтроля и согласовании, с использованием УКЭП, а в случае невозможности обеспечения их электронной подписью - на отдельные документы в составе проектной документации оформляется информационно-удостоверяющий лист на бумажном носителе, содержащий наименование электронного документа, к которому он выпущен, фамилии и подписи не обеспеченных электронной подписью лиц, дату и время последнего изменения документа. Такой информационно-удостоверяющий лист сканируется в соответствии с пунктом 6 Требований № 783/пр, и сформированный по результатам сканирования электронный документ подписывается лицом, уполномоченным на предоставление документов для оказания услуг, с использованием УКЭП.
  • Вопрос: Требуется ли при экспертизе результатов инженерных изысканий предоставлять смету на инженерные изыскания?
    Порядок проведения государственной экспертизы установлен Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение № 145).
    Размер платы за проведение государственной экспертизы определяется в соответствии с разделом VIII Положения  № 145. Расчет необходимо производить в соответствии с формулами, предусмотренными разделом VIII Положения  № 145 по соответствующему виду объекта.
    При определении платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий нежилых объектов капитального строительства Учреждение руководствуется пунктом 56 раздела VIII Положения  № 145, в соответствии с которым размер платы определяется исходя из стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, рассчитанной в ценах 2001 года на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных Минстроем России и включенным в федеральный реестр сметных нормативов.
    Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 4.90 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81 35.2004), утвержденной и введенной в действие постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, стоимость ПИР для строительства определяется на основе справочников базовых цен.
    Применение в целях определения размера платы за проведение государственной экспертизы сведений о стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий, указанной в контрактах на проектные и (или) изыскательские работы, Положением № 145 не предусмотрено. В указанных целях Заявителем представляется информация о стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий, рассчитанной в рублях в соответствии с требованиями вышеназванных документов в области сметного нормирования и ценообразования.
    Вместе с тем на официальном интернет-сайте Учреждения в разделе «Электронные сервисы – Рассчитать плату за оказание услуг» можно воспользоваться калькулятором расчета платы за оказание услуги.
  • Вопрос: О предоставлении результатов инженерных изысканий в отношении конкретного объекта в случае, если изыскания выполнены на комплекс объектов
    В соответствии с частями 1 и 4.1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой и графической формах и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
    Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
    С учетом изложенного, исходя из комплексного прочтения указанных норм Кодекса, инженерные изыскания выполняются в отношении конкретного объекта капитального строительства для строительства или реконструкции которого разрабатывается проектная документация.
    Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 49 Кодекса, разделом II Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение № 145), для проведения государственной экспертизы одновременно в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий представляется проектная документация и результаты инженерных изысканий,  выполненных для подготовки такой проектной документации.
    Требования к оформлению отчетной документации по инженерным изысканиям установлены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 21.301-2014. «Межгосударственный стандарт. Система проектной документации для строительства. Основные требования к оформлению отчетной документации по инженерным изысканиям» (введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2014 № 1831-ст).
    Общие правила выполнения и комплектования графической и текстовой документации установлены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» (далее – ГОСТ Р 21.1101-2013). На основании пункта 5.1.2 ГОСТ Р 21.1101-2013 подготовку электронных документов следует осуществлять с учетом общих требований, установленных ГОСТ 2.051-2013 «Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие Положения».
    Основания для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, перечислены в пункте 24 Положения  № 145.
  • Вопрос: Отражении в отчете инженерно-экологических изысканий существующих территорий с особыми режимами использования, объектов культурного наследия

    Перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий закреплен пунктом 13 Положения  о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение № 145), и включает, в том числе положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной историко-культурной экспертизе в соответствии с Федеральным законом
    «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
    Согласно статье 28 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях, в том числе определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
    При этом в соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
    Дополнительно необходимо отметить, что с 1 августа 2020 г. вступил в силу Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. № 985 (далее – Перечень № 985). Перечень № 985 включает, в том числе пункт 8.1.4 Свода правил 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Основные Положения» (далее – СП 47.13330.2016), согласно которому инженерно-экологические изыскания должны включать сбор, анализ и обобщение материалов инженерно-экологических изысканий прошлых лет, опубликованных и фондовых материалов и данных, в том числе о наличии территорий с особыми режимами использования, объектах культурного наследия. В соответствии с пунктом 8.2.7 СП 47.13330.2016, также включенным в Перечень № 985, технический отчет по результатам инженерно-экологических в графической части в зависимости от состава решаемых задач должен содержать, в том числе карты (схемы) границ территорий объектов культурного наследия.
    Таким образом, в части состава инженерно-экологических изысканий СП 47.13330.2016 установлено требование об отражении в отчете существующих территорий с особыми режимами использования, объектов культурного наследия.
    Учитывая изложенное, требование о представлении положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, установленное Положением № 145, применимо в случае представления для проведения государственной экспертизы проектной документации, предусматривающей проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.