Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, являются:

    Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, являются:
    а) отсутствие в проектной документации разделов, которые подлежат включению в состав такой документации в соответствии с требованиями, установленными Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
    б) несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным в соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ;
    в) несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 ГрК РФ;
    г) представление не всех документов, указанных в пунктах 13 - 16 Положения  № 145, необходимых для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе несоответствие состава, формы материалов и результатов инженерных изысканий составу, форме материалов и результатов, установленных в соответствии с частью 6 статьи 47 ГрК РФ, или отсутствие положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если проектная документация направлена на государственную экспертизу после государственной экспертизы результатов инженерных изысканий);
    д) подготовка проектной документации, представленной на государственную экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 ГрК РФ;
    е) выполнение инженерных изысканий, результаты которых направлены на государственную экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 ГрК РФ;
    ж) государственная экспертиза должна осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы.
    В случае принятия решения об отказе в принятии документов, представленных на государственную экспертизу, заявитель уведомляется о таком решении в течение 2 рабочих дней со дня поступления таких документов в организацию по проведению государственной экспертизы.

  • Основание для принятия решения об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

    Организация по проведению государственной экспертизы в течение 3 рабочих дней со дня получения от заявителя документов, указанных в пунктах 13 - 16 Положения  № 145, осуществляет их проверку.
    Решение об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, принимается при наличии следующих оснований:
    б) документы представлены с нарушением требований, предусмотренных подпунктами «к» и «л» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», или требований, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 18 Положения  № 145, к формату документов, представляемых в электронной форме.
    В случае принятия решения об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной экспертизы, заявитель уведомляется о принятом решении с указанием мотивов его принятия.

  • Вопрос: О необходимости согласования специальных технических условий

    В соответствии с Порядком разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее – Порядок), утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. №248/пр (с изменениями, утвержденными приказом Минстроя от 27 марта 2020 г. №165/пр) СТУ, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), подлежат согласованию в порядке, установленном Административным регламентом МЧС России.
    СТУ, содержащие одновременно технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ, и технические требования, предусмотренные подпунктами «а»-»в» пункта 3 Порядка, подлежат согласованию с Минстроем России.

  • Вопрос: О возможности разработки специальных технических условий (далее – СТУ) на обеспечение пожарной безопасности на комплекс отдельно стоящих зданий или необходимости разработки отдельных СТУ на каждое здание проектируемого объекта

    В случае, когда объектом защиты в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является производственный объект, для обеспечения пожарной безопасности которого возникла необходимость разработки СТУ для нескольких зданий (сооружений) объекта согласно части 2 статьи 78 указанного Федерального закона, разрабатываются общие СТУ, требования которых отражают специфику обеспечения пожарной безопасности всего объекта и взаимосвязь его составных частей.

  • Вопрос: Специальные технические условия (далее – СТУ)

    Подготовка проектной документации и строительство (реконструкция) объекта капитального строительства осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями в случаях, предусмотренных требованиями части 8 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
    Порядок разработки и согласования специальных технических условий (далее – СТУ) для разработки проектной документации на объект капитального строительства утвержден приказом Минстроя России от 15.04.2016 №248/пр, согласно пункту 2 которого СТУ являются техническими требованиями в области безопасности объекта капитального строительства, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующим техническим требованиям в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, а также содержащими отступления от установленных требований.
    Выборочный анализ обоснованности разработки СТУ по объектам, проектная документация по которым подлежала государственной экспертизе в Учреждении, показывает, что СТУ разрабатывались при отсутствии требований в области безопасности применительно к конкретному объекту капитального строительства, отражающих все его особенности (вынужденные отступления от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, а также мероприятия, компенсирующие эти отступления).

  • Вопрос: О порядке направления заявления и документов для проведения государственной экспертизы объекта капитального строительства, относящегося в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории (далее – объект I категории)

    В соответствии с пунктом 4.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее –  ГрК РФ) и подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Постановление № 145) к компетенции Учреждения относится проведение государственной экспертизы объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 ГрК РФ, объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос, работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (за исключением объектов, указанных в абзацах третьем - пятом и седьмом подпункта «б» пункта 2 Постановления № 145), а также объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
    Кроме того, по выбору заявителя в Учреждение также могут быть представлены объекты, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос, работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации которых обеспечивается с привлечением средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, или юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов.
    В случае если объект I категории соответствует вышеуказанным требованиям, проведение государственной экспертизы относится к полномочиям Учреждения. В иных случаях полномочия по проведению государственной экспертизы объектов I категории определяются в соответствии с Положения ми статьи 49 ГрК РФ и подпунктом «б» пункта 2 Постановления № 145.
     В целях идентификации объектов I категории заявителем при направлении в Учреждение заявления о проведении государственной экспертизы в отношении объекта I категории в подпункте «е» пункта 1 приводится соответствующее подтверждение. При этом следует учитывать, что в случае если объект I категории подпадает под условия переходных положений, установленных Федеральным законом от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в составе направляемых документов необходимо представить подтверждающий документ. 

  • Вопрос: О представлении заключения государственной экологической экспертизы для проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в Арктической зоне Российской Федерации

    В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предметом экспертизы проектной документации являются: оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.
    При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.
    В соответствии с исключениями, установленными подпунктом 7.5 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ
    «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ), государственной экологической экспертизе федерального уровня не подлежит проектная документация буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также проектная документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.
    При этом 28 августа 2020 г. вступит в силу Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 194-ФЗ), в соответствии с частью 1 статьи 2 которого статья 11 Федерального закона № 174-ФЗ дополняется подпунктом 7.9 (далее – подпункт 7.9), устанавливающем обязательность проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня в отношении проектной документации объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в Арктической зоне Российской Федерации.
    Учитывая, что подпункт 7.9 вводится в действие после вступления в силу подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ, норму, установленную подпунктом 7.9, необходимо рассматривать как специальную по отношению к норме, предусмотренной подпунктом 7.5 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ, и, соответственно, имеющую приоритетное применение в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в Арктической зоне Российской Федерации.
    Таким образом, в случае, если объект капитального строительства планируется размещать в Арктической зоне Российской Федерации,
    то при направлении после 28 августа 2020 г. проектной документации, предусматривающей строительство (реконструкцию) такого объекта, для проведения государственной экспертизы в составе направляемых документов необходимо представлять положительное заключение государственной экологической экспертизы на основании подпункта 7.9 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ и подпункта «з» пункта 13 Положения  о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145.
    Следовательно, при проведении государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, расположенных в Арктической зоне, не будет осуществляться проверка на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды. При подаче документации на государственную экспертизу необходимо представление заключения государственной экологической экспертизы.

  • Вопрос: О необходимости проведения экологической экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства

    Разъяснение норм Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и необходимости проведения государственной экологической экспертизы не относится к компетенции Учреждения.
    За разъяснением по существу вопроса предлагаем обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219 «Об утверждении Положения  о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

  • Вопрос: О необходимости подтверждения субподрядчиками членства в саморегулируемых организациях при направлении документов для проведения государственной экспертизы

    Условия заключения договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (далее – договор подряда) определяются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). При этом особенности предмета договора подряда установлены также Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
    В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
    В соответствии с требованиями части 2 статьи 47 и части 4 статьи 48 ГрК РФ лица, выполняющие инженерные изыскания и осуществляющие архитектурно-строительное проектирование по договорам подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны являться членами соответствующей саморегулируемой организации (далее – СРО). Перечень лиц, которым не требуется членство в СРО, приведен в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
    Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
    Таким образом, в зависимости от субъектов, участвующих в договорных отношениях на стороне заказчика, законодатель выделяет два вида договора:
    1) договор подряда, заключенный с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором;
    2) договор подряда, заключенный с иными лицами.
    В первом случае лица, выполняющие инженерные изыскания и осуществляющие архитектурно-строительное проектирование по договорам подряда, в том числе технический заказчик (в силу пункта 22 статьи 1 ГрК РФ), должны являться членами соответствующей СРО. Исключение из этого требования устанавливается только для лиц, указанных в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
    Во втором случае лица, выполняющие инженерные изыскания и осуществляющие архитектурно-строительное проектирование, могут не являться членами таких саморегулируемых организаций.
    Таким образом, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично (например, согласно части 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации), подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Условие о членстве в СРО в данном случае является не обязательным и может устанавливаться по усмотрению генерального подрядчика.
    Согласно части 8 статьи 49 ГрК РФ при проверке документов, представленных для проведения государственной экспертизы, организация по проведению экспертизы, устанавливает соответствие лиц, выполнивших инженерные изыскания и осуществивших подготовку проектной документации требованиям, указанным в частях 2 и 3  статьи 47 и частях 4 и 5 статьи 48 ГрК РФ.
    Для подтверждения полномочий исполнителей работ, выполнивших инженерные изыскания и осуществивших подготовку проектной документации в составе документов, направляемых для проведения государственной экспертизы, согласно подпунктам «к» и «к(1)» пункта 13 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 5 марта 2007 г. № 145  (далее – Положение  № 145), представляется выписка из реестра членов СРО или документы, подтверждающие, что членство в СРО не требуется по основаниям, предусмотренным частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
    В случаях, когда исполнителем работ по договору подряда, заключенному с застройщиком (техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором), является генеральный подрядчик, то в составе документов представляется выписка, подтверждающая членство генерального подрядчика в СРО. Субподрядчик не является исполнителем работ по договору, заключенному с застройщиком, в связи с этим подтверждение его членства в СРО при направлении документов для проведения государственной экспертизы  законодательством не предусмотрено.
    Таким образом, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих проектные и изыскательские  работы на условиях субподряда, членство в СРО является не обязательным.

  • Вопрос: Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации

    Согласно части 2 статьи 47 и части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций соответственно в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования (далее – СРО), за исключением случаев, установленных частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
    В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.
    Согласно подпункту «к» пункта 13 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение № 145), в качестве документа, подтверждающего право на выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации, представляемого для проведения государственной экспертизы, является выписка из реестра членов СРО (далее – выписка), действительная на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику).
    Таким образом, представляемая для проведения государственной экспертизы выписка, должна быть действительная на дату передачи застройщику проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, которая подтверждает, что исполнитель работ на момент их выполнения являлся членом СРО и соответствовал требованиям, установленным в частях 4 и 5 статьи 48 и частях 2 и 3 статьи 47 ГрК РФ.
    В соответствии с Положения ми пунктов 23 – 24 Положения  № 145 основаниями для отказа в принятии документов, представленных для проведения государственной экспертизы, в том числе являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 и частях 2 и 3 статьи 47 ГрК РФ соответственно.