В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
Не успела национальная экономика отойти от последствий пандемии, как возникли очередные трудности в виде санкций. С новой реальностью столкнулись все отрасли. Правительство РФ оперативно реализует антикризисные меры, в том числе и по поддержке строительной индустрии. Упрощение разработки градостроительной документации, льготная аренда земельных участков и другие варианты содействия помогут российским строителям сохранить высокие темпы ввода в эксплуатацию гражданских и промышленных объектов в условиях санкционного давления. О том, как экспертиза поможет развитию строительной сферы и с какими вызовами ей уже пришлось столкнуться, мы поговорили с начальником Главгосэкспертизы России Игорем Маныловым.
– Игорь Евгеньевич, какие изменения в работе Главгосэкспертизы России и строительного комплекса уже произошли и ожидаются в связи с новыми экономическими и политическими реалиями?
– Целая серия событий в национальной экономике и внешней политике оказала и продолжает оказывать влияние на строительный сектор. Они отражаются на стоимости и скорости прохождения процедур, на ценах на строительные материалы, на логистических вопросах, связанных с поставкой оборудования, способствуют дефициту трудовых ресурсов. Мы переживаем сложный период. А строительная экспертиза находится на острие атаки. Наша основная работа происходит на том этапе жизни объекта, когда решается вопрос о начале его строительства. Это движение людей, проектов, материалов, финансов, и в условиях экономически нестабильной ситуации нам сложно выполнять свою роль. Но, невзирая на конъюнктурные колебания, никто не отменял требования по безопасности, надежности и эффективному вложению средств, поэтому мы принимаем все возможные меры, чтобы ответить на этот вызов.
Внутри Главгосэкспертизы России были установлены новые правила, соответствующие сегодняшнему периоду, в целях более оперативной работы они убирают определенные административные барьеры. Так, были сняты ограничения на продление сроков рассмотрения проектной документации экспертными организациями и принято решение о необходимости оценки рисков некачественно подготовленной документации еще до ее захода на экспертизу. Более пристальное внимание будет уделяться сбору и анализу данных в отношении проектных организаций, допускающих подготовку некачественной документации, по результатам этой проверки будут приниматься меры.
Медлительность сегодня – непозволительная роскошь, ведь ситуация меняется ежедневно. Поэтому мы решили, что по целому ряду вопросов препятствия могут быть сняты не путем отказа от требований, а за счет параллельной работы экспертов, проектировщиков, заказчиков и третьих сторон – органов, которые тоже участвуют в этом процессе. Это не значит, что, например, будет отменена экологическая и историко-культурная экспертизы. Но обязательная экологическая экспертиза в органах Росприроднадзора может идти параллельно с нашей.
Уже принято постановление Правительства России (оно вступит в силу в сентябре 2022 г.), которое предписывает Главгосэкспертизе России и Росприроднадзору работать в формате «одного окна». Это дает возможность существенно сократить сроки реализации проекта и своевременно отреагировать на запрос, предъявляемый нашими заказчиками. Также это касается предварительной отработки и по другим направлениям, связанным, например, с оформлением технических условий на присоединение объекта, его обеспечение мощностями (электроэнергией, водой, газом). Если мы видим, что принципиально все решения есть, подтверждены расчетами условия технического присоединения, все процедуры в процессе, то мы можем не тратить время на ожидание технического заключения и одновременно отрабатывать другие вопросы.
Второй важный момент – качество работы проектировщиков и заказчиков. По-прежнему уровень отрицательных заключений довольно высок. Конечно, мы год от года его снижаем, но снижение идет незначительно: в 2021 г. из числа выданных Главгосэкспертизой России заключений отрицательными были 9,6%, тогда как в 2019 г. этот показатель составлял 17,4%.
В настоящее время Главгосэкспертиза предпринимает попытку так перестроить взаимоотношения с проектировщиком и заказчиком, чтобы в принципе не допускать выдачи отрицательного экспертного заключения – то есть помочь заказчику и проектировщику снять все замечания в процессе проведения экспертизы либо до ее начала. Но для этого нужна команда действительно профессиональных специалистов со стороны проектировщика и заказчика, а как раз этого зачастую не хватает. Многие либо выполняют чисто административные функции, не погружаясь в детали, либо мощности проектной организации не соответствуют уровню объекта, за который они взялись. Поэтому мы сейчас в этом вопросе также усиливаем требования, выявляем слабые команды, стараемся вовлекать в эту деятельность саморегулируемые организации, членами которых они являются, чтобы через них оказывать воздействие.
Некачественная работа проектировщиков приводит к возникновению критических замечаний, которые трудно устранить за короткое время. Это является инцидентом. О нем мы обязаны доложить в Минстрой России, который, как регулятор, принимает серьезные меры в отношении этих проектировщиков.
Сегодня мы видим, что проектное сообщество воспринимает этот вызов адекватно. Ведется работа над тем, чтобы оценку квалификации ужесточить и проводить отбор в свои ряды более качественно. Также мы ежемесячно проводим вебинары, доводим информацию о новых правилах до всех участников строительного цикла, организуем регулярные курсы по обучению в части обновления регулирования и изменения технологий. Надеемся, что такой набор мер даст нужный эффект.
Наша цель – до конца года максимально снизить цифру отрицательных заключений, в идеале – до нуля.
Сегодня заказчик, проектировщик и эксперт вместе нацелены на выполнение одной задачи – получить положительный результат.
И мы считаем, что как раз «запараллеливание» и те меры, которые мы запустили, обеспечат качество. Отказ от отрицательных заключений – это, по сути, отказ от брака.
– С 1 января 2022 г. загрузка и присвоение номеров заключению Главгосэкспертизы России в ЕГРЗ (Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства) стала невозможна, если документ подготовлен не в машиночитаемом формате. При проектировании объектов по госзаказу требуется использовать Технологии Информационного Моделирования (ТИМ). Что это кардинально изменит в отрасли? И какова главная задача перехода к ТИМ?
– В связи с имеющимся напряжением адаптировать отрасль к текущим условиям нужно незамедлительно. Достичь этого возможно с помощью оптимизации всех процессов экспертной деятельности и работы в единой цифровой среде. Начиная с 2017 г. Главгосэкспертиза форсированно готовилась к этому. Было понятно, что ситуация с развитием технологий в области проектирования и строительства неминуемо подводит нас к работе в цифровой среде, использованию больших данных, а не просто к тиражированию документов.
Подготовка заключалась в том, что с 2017 г. мы перешли на электронный формат работы. Уже шесть лет как бумага для проведения государственной экспертизы в принципе не применяется. За эти годы оттачивались направления цифровой работы. Минстрой России выпускал приказы, определяющие форматы, шла работа над единым классификатором. Но, как мы понимаем, уровень цифровой и электронной зрелости – разный.
Экспертиза и проектирование всегда здесь были впереди, потому что, по сути, сама работа интеллектуальная: перекладка технических решений в язык нормативов, цифр, расчетов – все это говорит о том, что давно настало время электроники. А вот на стадии исполнительской – на стройплощадке, стройконтроле, стройнадзоре – наблюдается некоторое отставание. И чтобы выполнить требование правительства полностью перейти в этом году по госзаказу в цифровой формат, необходимо, чтобы вся отрасль, все ее участники с момента инвестиционного замысла до сдачи в эксплуатацию и во время самой эксплуатации работали в единой информационной среде. Это мощный вызов. Но анализ опыта зарубежных стран за последние 10-15 лет показывает, что Российская Федерация не отстает и как каждое государство, естественно, стремится, чтобы отечественные производители программного обеспечения создавали свои высококачественные продукты. Главгосэкспертиза России понимает, что импортонезависимость в этой сфере должна быть реализована. Поэтому у нас создан свой Центр цифровой трансформации (ЦЦТ), приняты на работу новые сотрудники в области информационных технологий, эксперты обучены технологиям информационного моделирования (ТИМ). Хорошим итогом 2022 г. станет, если мы все уйдем от бумаги на всех ступенях строительного проекта, если будет обеспечено электронное взаимодействие между всеми участниками не только на стадии проектирования, но и на всех остальных стадиях строительства.
– Одна из новых разработок Центра цифровой трансформации Главгосэкспертизы – пояснительные записки к проектной документации в формате XML. Когда это новшество начнет широко использоваться? Какие шаги необходимы для того, чтобы применение XML-схем стало обязательным условием в работе каждого эксперта?
– Важным этапом в переходе на «цифру» является не просто возможность передавать друг другу файлы, но передавать данные в форматах, которые позволяли бы всем участникам друг друга понимать, несмотря на использование независимых программных решений. Эту задачу решает открытый универсальный XML-формат.
В 2021 г. мы смогли перевести на XML-формат заключения госэкспертизы, и сегодня они загружаются в единый государственный реестр тоже в XML-формате без участия человека – а это уже как минимум экономия времени и трудовых ресурсов. Все данные машиночитаемы, соответственно, другие системы могут их распознать, проанализировать и обработать. Так же мы поступили и со сметной документацией. Это очень удобно: множество смет на десятки тысяч объектов в машиночитаемом виде становятся хорошими исходными данными для принятия решения в области ценообразования. Раньше этим годами занимались целые институты, сегодня машина делает это за несколько минут. То есть если мы можем за доли секунды проанализировать структуры сметной стоимости огромного количества объектов, то, конечно, это будет способствовать более точному сметорегулированию и окажет влияние на систему ценообразования.
Практика показывает, что достоверное определение начальной стоимости проекта имеет колоссальное значение для всего жизненного цикла объекта. Снижение сметной стоимости объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, по итогам экспертизы в 2021 г. составило 149,4 млрд руб., или 5,7% от общей заявленной стоимости, что существенно меньше показателей прошлых лет. Так, в 2020 г. сэкономлено 217,4 млрд руб. (9,3%).
Таким образом, ключевые моменты этого года с переходом на ТИМ: тотальный отказ от бумаги, выстраивание межведомственных связей в электронном формате и выработка единых машиночитаемых форматов. Это тот базовый минимум, который нужно достичь в 2022 г. С точки зрения захода ТИМ-проектов в экспертизу мы тоже не видим препятствий.
– Ваше ведомство разработало и предложило строительному сообществу масштабный IT-проект – Единую цифровую платформу экспертизы (ЕЦПЭ). В 2021 г. к ней подключилось максимальное количество региональных экспертных организаций. Расскажите о ее основных компонентах и о том, каким будет следующий этап развития ЕЦПЭ.
– Да, в прошлом году мы создали такую платформу, все государственные экспертизы на нее перешли. Работая над ЕЦПЭ, мы руководствовались идеей о том, что она станет по-настоящему объединяющим инструментом для экспертов.
Платформа позволяет подключить множество организаций-пользователей, обеспечить им различные функциональные возможности для проведения строительной экспертизы. Как и любая современная система, ЕЦПЭ состоит из сервисов (функциональных модулей), количество которых изменяется в соответствии с законодательством и потребностями пользователей. Мы считаем, что коллективная параллельная работа в единой цифровой среде – главный вектор развития экспертизы в современных условиях. Сегодня идет промышленная эксплуатация платформы на реальных объектах, т.е. большая часть региональных экспертиз использует ЕЦПЭ для того, чтобы обслуживать своих заявителей.
Работа ЕЦПЭ построена следующим образом. Заявитель загружает на платформу заявку и заходит на экспертизу, и эксперты начинают работать с документацией. Далее все действия в процессе экспертизы осуществляются на основе сервисов, которые предоставляет данная платформа. Результат проделанной работы в XML-формате автоматически выгружается из системы и попадает в единый государственный реестр заключений. Сегодня все новые объекты поступают на экспертизу только через единую цифровую платформу. Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ поставил задачу перевести на ЕЦПЭ и негосударственные экспертные организации. Это даст возможность стандартизировать работу: для застройщика не будет разницы, в каком субъекте федерации он ведет строительство, схема везде одинаковая.
Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» устанавливает единые правила экспертизы, предоставления экспертизы, технологии. И такая единая практика на общей платформе удобна заказчикам, проектировщикам, особенно тем, кто строит не один объект. А проектировщики, как правило, массово участвуют в строительстве нескольких объектов в разных регионах. Достаточно единожды зайти в ЕЦПЭ, создать кабинет, и система уже будет распознавать заявителя, независимо от того, какая экспертиза ему нужна.
Следующий шаг развития системы – добиться синергии за счет перекрестного привлечения экспертов из различных организаций. Не у всех есть полный комплект экспертов, и организация, нанимающая эксперта на аутсорсинг, берет на себя риск. Использование платформы позволит привлечь аттестованного эксперта, что менее рискованно. Эта опция ЕЦПЭ выручит многие региональные организации.
В дальнейшем мы планируем сформировать единую базу знаний на основе тех замечаний, которые эксперты предъявляют к разделам проекта. По выданным экспертами претензиям машина сможет обработать данные и методом интеллектуального поиска выполнить функцию ассистента эксперта, т.е. распознать ошибки и предложить типовые ситуации их решения.
Такая нормативная раскладка технического регулирования, ее оцифровка и интеграция с нашей системой позволит еще более упростить механизм экспертизы. Таким образом, сама система будет сопоставлять соответствие проекта требованиям под конкретную жизненную ситуацию и определенный объект. В этом году мы пройдем полную отработку на единой платформе, что позволит накопить огромный массив данных и в следующем году запустить интеллектуальные сервисы, которые позволят оптимизировать труд эксперта, устранив рутинную работу. Тогда он сможет заниматься творческой работой, поиском эффективных решений, а не просто отработкой шаблонов.
– В мае 2021 г. был создан Инжиниринговый центр Главгосэкспертизы России. Расскажите о его целях и задачах.
– Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ была поставлена задача: сформировать подразделение, позволяющее институту экспертизы не только отвечать на вопросы в части соответствия требованиям технических регламентов, посту-паемых на экспертизу решений, но и предлагать эффективные и наиболее оптимальные решения. Поэтому мы идем по пути развития компетенции строительного инжиниринга. По сути, это комплексное консультирование, экспертное сопровождение, которое предполагает, что на всех стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства, начиная от его разработки, инвестиционного замысла, участвует высококвалифицированный специалист от экспертизы – инженер, который может помочь из нескольких вариантов выбрать наиболее оптимальный, соответствующий либо времени, либо географии. Ведь всегда есть различные решения – в зависимости от того, на какой срок и с какими целями строится объект. Поэтому облечь его только в рамки норм не совсем правильно, необходимо взвесить и внешние условия, и климатические, и многие другие.
Центр функционирует практически год, и у нас уже есть десятки объектов инжинирингового сопровождения. В основном это крупные промышленные комплексные объекты, состоящие из нескольких зданий и сооружений. Наши специалисты работают на стадии технико-экономического обоснования, где как раз происходит выбор вариантов, оценка инвестиционных решений с точки зрения лимитов бюджетных средств (а это тоже в нынешних условиях очень важно – определить финансовый лимит в момент замысла). У нас существует хорошая база, сформированная в ЕГРЗ, которая доступна как нам, так и заказчикам. И мы, используя данные по объектам аналогов, можем с большой точностью подобрать решения, определить стоимость, оценить удельные единицы того или иного объекта. Несомненно, за этим будущее.
Потенциал экспертизы помогает на самых ранних стадиях инвестиционного процесса выбрать оптимально обоснованные технические решения, обеспечивающие высокий уровень безопасности строительства и эксплуатации объекта капитального строительства (ОКС). У нас и в стратегии написано, что традиционная функция нормоконтроля трансформируется в контрольно-инжиниринговое сопровождение. Стройке нужен не просто контролер, который определит соответствие или несоответствие. Стройка сегодня хочет получить хороший совет и правильное решение, чтобы в дальнейшей эксплуатации объект было выгодно содержать и развивать. Простой пример – строительство трассы вместе с мостами, сооружениями, инженерными сетями. Это всегда многовариантная сложная задача. Если на нее смотреть только через призму нормоконтроля, то получается просто: нарисовал линию – и строй. Но если взглянуть на объект с точки зрения инжиниринга, то тогда выясняется, к примеру, что можно избежать строительства нескольких мостов или тоннелей. Конечно, безопасность, надежность, за что всегда отвечала экспертиза, остается, но обеспечивается она не только контролем.
Наша задача сегодня – перевести экспертную деятельность в комплексное предоставление услуг на всех стадиях инвестиционного проекта. В глобальном смысле ожидаемый эффект – трансформация института экспертизы в институт управления эффективностью строительства. Инжиниринговый центр на основе лучших и апробированных практик проводит оценку экономической эффективности проектов и рисков, технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций, осуществляет комплексный экспертный консалтинг. Чем раньше будет выявлен риск, тем меньшее влияние он окажет на объект на разных стадиях жизненного цикла.
– Расскажите о новом профстандарте «Специалист в области экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», который вступил в силу с 1 марта этого года. Какие еще профессиональные стандарты были зарегистрированы в последнее время?
– В условиях перехода на «цифру» важно было разложить на этапы сам бизнес-процесс, чтобы перевести его в плоскость информационных технологий. Мы участвовали в этой работе, так как являемся держателем самой фактуры, которая необходима для написания стандарта. Профессиональный стандарт «Специалист в области экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденный приказом Минтруда России от 11 октября 2021 г. № 698н, совместно разработанный Главгосэкспертизой России, Национальное объединение проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) и ФГБОУ «ВНИИ Труда» Минтруда России, установил квалификационные требования к экспертам, осуществляющим государственную и негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий ОКС.
Важной особенностью стандарта является описание трудовых функций эксперта в формате функциональной карты. Она включает в себя комплексные требования к функциям, осуществляемым экспертом в процессе профессиональной деятельности. При разработке данного стандарта учтены требования к образованию, обучению и опыту практической работы эксперта, предложения экспертных, проектных и иных организаций строительной отрасли, а также современные тенденции развития технологий информационного моделирования.
В профессиональный стандарт в обобщенной трудовой функции «Организация и контроль проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов капитального строительства» включена должность «Главный эксперт проекта» (ГЭП).
ГЭП – это профессиональный руководитель проекта, который отвечает за взаимодействие с заявителем. Он организует рассмотрение и оценку проектной документации и результатов инженерных изысканий, подготовку сводного заключения. Внедрение института ГЭП обеспечивает повышение качества организации процесса экспертизы в рамках каждого конкретного проекта, способствует устранению барьеров при взаимодействии заявителя с экспертной организацией, повышению скорости принятия решений при осуществлении экспертной деятельности.
Также следует отметить активную работу Совета по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования, за которым закреплено 30 профессиональных стандартов, содержащих современные квалификационные требования к специалистам в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Из них 16 были утверждены приказами Минтруда России в 2021 г.
Главгосэкспертиза России является активным участником отраслевой рабочей группы «Строительство», координируемой АНО ВО «Университет Иннополис», в рамках которой ведется комплексная работа по развитию системы высшего и дополнительного профессионального образования с учетом стратегических задач, стоящих перед строительной отраслью. Рабочей группой в 2021 г. актуализировано 40 профессиональных стандартов и 30 образовательных программ, более 35 программ запланированы к актуализации в 2022 г.
Выстроена эффективная система обучения преподавательского состава, апробирован механизм создания образовательных программ в соответствии с требованиями реального сектора экономики, организована экспертная площадка для разработки и утверждения ключевых решений в области отраслевого образования.
– При всех инновационных подходах профессиональная деформация неизбежна. Как идет обучение кадров, их перепрофилирование на современный вектор работы?
– Мы всегда стремимся к лучшему. И за последние пять лет сильно выросли. Раньше у нас не было ничего, кроме методического центра, который следил за практикой экспертизы, разбирал сложные коллизионные моменты, при этом шел обмен опытом, вырабатывалась единая позиция и т.д. Но перед нами, как перед держателями знаний, была поставлена задача: придумать способ их передачи. Для этого был создан Учебный центр –подразделение Главгосэкспертизы, которое занялось организацией учебы экспертов. Но сейчас мы получили соответствующую лицензию на дополнительное профессиональное образование, дающую нам право выдавать сертификаты об окончании курсов.
Мы обучаем и своих экспертов, и проектировщиков, застройщиков, изыскателей – всех желающих. В прошлом году количество участников мероприятий Учебного центра превысило 13 тыс. человек.
Мы не конкурируем с системой высшего профессионального образования, наоборот, очень плотно сотрудничаем с НИУ «Московский государственный строительный университет», Высшей школой экономики, Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации, ключевыми строительными вузами. Опираемся на их преподавательскую и методическую базы, а они используют нашу эмпирическую базу, наш практический опыт. Во время пандемии расширился объем образовательных программ, стали проводиться дистанционные курсы. Все это дает нам основание говорить, что в Главгосэкспертизе России сформирована своя обучающая цифровая платформа.
Чтобы быть топовым специалистом, квалифицированному эксперту надо постоянно обучаться.
В ситуации, когда ежедневно происходят какие-то изменения, линия непрерывного образования особенно важна, и мы ее создали.
Наша миссия – держать в тонусе не только себя, но и ключевых игроков – заказчиков и проектировщиков. Спрос есть. Мы заинтересованы, чтобы квалификации проектировщиков хватало для реализации качественных объектов.
Я считаю, что лучше обучать экспертизе, чем постоянно проверять. Мы вернулись к началу нашего разговора. Обучение – это путь к тому, чтобы отрицательные экспертные заключения ушли в небытие. Если такие заключения останутся, значит, мы плохо сработали, не научили. А у нас сегодня просто нет права на ошибки.
Оригинал