Министерство регионального развития РФ

Ростехнадзор

Минстрой России




01. Порядок организации и проведения государственной экспертизы

Вопрос #1
Имеют ли внештатные (привлеченные) эксперты право подписывать заключения государственной экспертизы?
Ответ: Согласно пункту 36 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145, заключение государственной экспертизы готовится и подписывается лицами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и участвовавшими в проведении государственной экспертизы.

Вопрос #2
Могут ли филиалы ФАУ «Главгосэкспертиза России» на договорной основе привлекаться экспертными организациями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к проведению государственной экспертизы?
Ответ: Филиалы ФАУ «Главгосэкспертиза России» являются обособленными территориальными подразделениями ФАУ «Главгосэкспертиза России» и осуществляют свою деятельность по проведению государственной экспертизы в рамках полномочий, установленных частью 4.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также приложениями 1–3 к распоряжению ФГУ «Главгосэкспертиза России» от 05.04.2007 № 34-р. Филиалы ФАУ «Главгосэкспертиза России» не вправе осуществлять проведение государственной экспертизы проектной документации, отнесенной к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо каким-либо иным образом участвовать в проведении такой государственной экспертизы.

Вопрос #3
Допускается ли согласование по внесению изменений в проектную документацию, не учтенных в ранее выданном заключении государственной экспертизы?
Ответ: Согласно действующему порядку проведения государственной экспертизы, согласование по внесению изменений в проектную документацию, не отвечающих требованиям, изложенным в ранее выданных заключениях государственной экспертизы, не допускается.
   Примечание: Соответственно экспертные органы не вправе осуществлять оформление таких согласований в любом виде, в том числе отдельными письмами.

Вопрос #4
Могут ли вноситься изменения в ранее выданные заключения государственной экспертизы?
Ответ: В соответствии с действующим порядком проведения государственной экспертизы исправление заключений государственной экспертизы, помещенных в дело государственной экспертизы, не допускается (пункт 42 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, пункт 14 Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных приказом Росстроя от 02.07.2007 № 188).

Вопрос #5
Каковы критерии оценки проектных решений, на основании которых оформляется заключение государственной экспертизы?
Ответ: Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации критерием оценки проектной документации является ее соответствие требованиям технических регламентов (в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности) и результатам инженерных изысканий. Несоответствие проектной документации установленным требованиям является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы (пункт 34 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).

Вопрос #6
Каким документом определяется состав проектной документации, представляемой на государственную экспертизу?
Ответ: Состав разделов проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, установлен частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляемая для проведения государственной экспертизы проектная документация должна быть подготовлена в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

Разъяснения о порядке применения указанного Положения дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

   Примечание: Отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в принятии такой проектной документации на государственную экспертизу (подпункт «а» пункта 24 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).

Вопрос #7
Устанавливаются ли сроки действия заключений государственной экспертизы?
Ответ: Согласно действующему порядку проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, экспертные заключения не имеют ограничений по срокам действия и сохраняют юридическую силу на весь период проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.

Вопрос #8
Относится ли к полномочиям ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалов проведение государственной экспертизы в отношении документов территориального планирования?
Ответ: Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции согласно Федеральному закону от 20.03.2011 № 41-ФЗ) проведение государственной экспертизы документов территориального планирования не регламентировано.

Вопрос #9
Требуется ли повторная государственная экспертиза проектной документации при внесении в нее изменений после получения положительного заключения государственной экспертизы и разрешения на строительство?
Ответ: В соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик после внесения в проектную документацию соответствующих изменений до утверждения направляет ее на государственную экспертизу.

Кроме того, на основании пункта 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 № 270), проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется на государственную экспертизу повторно при внесении в нее изменений в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.

Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, после внесения в нее изменений в части технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, также может быть повторно направлена на государственную экспертизу по инициативе застройщика или технического заказчика.

Примечание. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.


Вопрос #10
Возможна ли какая-либо помощь со стороны нашей организации в скорейшем получении положительного заключения государственной экспертизы в отношении представленной нами проектной документации на строительство уникального объекта. Согласно действующему порядку максимальный срок проведения государственной экспертизы – шестьдесят дней. Есть ли возможность её проведения в более короткие сроки?

Имеется ли возможность получения положительного заключения в случае, если в проектной документации обнаружены отдельные недостатки? Могут ли в этом случае экспертные замечания оформляться как рекомендации к устранению в процессе строительства?

Ответ: Помощь (содействие) заказчика в проведении государственной экспертизы по проектной документации на строительство уникальных зданий может выражаться качественной подготовкой проектной документации и в оперативном устранением заказчиком выданных ему замечаний. Учитывая, что экспертиза проектной документации на строительство уникальных объектов связана с необходимостью рассмотрения сложных технических решений и конструктивных расчетов, сокращение сроков проведения экспертизы проектной документации таких объектов, как правило, не предусматривается.

Согласно пункту 34 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, в случае, если при проведении государственной экспертизы выявлено несоответствие проектной документации требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий и соответствующие недостатки не могут быть устранены заказчиком в установленный срок, результатом государственной экспертизы такой проектной документации будет являться отрицательное заключение.


Вопрос #23
Какие документы и в каком объеме следует представлять для проведения повторной государственной экспертизы?
Ответ: Согласно пункту 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение), повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном Положением для проведения первичной государственной экспертизы.

В соответствии с пунктом 45 Положения экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией, в отношении которой была ранее проведена государственная экспертиза. В случае если после проведения первичной государственной экспертизы в законодательство Российской Федерации внесены изменения, которые могут повлиять на результаты государственной экспертизы, экспертной оценке может быть подвергнута представленная проектная документация в полном объеме.

На основании изложенного для проведения повторной государственной экспертизы представляются все документы, указанные в пункте 13 Положения, в том числе проектная документация в полном объеме в соответствии с установленными требованиями.


Вопрос #24
Застройщиком при подготовке задания на проектирование были допущены неточности в части наименования проектируемого объекта. Проектная документация подготовлена в строгом соответствии с заданием на проектирование, однако наименование объекта при этом не соответствует перечню объектов, утвержденному федеральной целевой программой. Какие документы необходимо представить на государственную экспертизу, чтобы экспертное заключение было подготовлено в соответствии с наименованием объекта, указанного в утвержденном перечне.
Ответ: На основании подпункта «а» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, подпункта «б» пункта 3 Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных приказом Росстроя от 02.07.2007 № 188, наименование объекта капитального строительства в экспертном заключении указывается в строгом соответствии с идентификационными сведениями, указываемыми заявителем в заявлении о проведении государственной экспертизы.

В случае выявления несоответствия представленной проектной документации (в том числе содержащихся в проектной документации сведений, а также исходно-разрешительных документов) идентификационным сведениям, указанным в заявлении о проведении государственной экспертизы, организация по проведению государственной экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о необходимости устранения выявленных недостатков.


Вопрос #25
Запланировано проведение технического перевооружения (замена оборудования на существующих площадях) со строительством пристроя под дополнительное оборудование. В каком объеме следует представлять такую документацию на экспертизу: всю, включая решения по техническому перевооружению, или только в части строительства пристроя?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в случае, если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта включается в состав соответствующей проектной документации на реконструкцию и в ее составе представляется для проведения государственной экспертизы (в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации).

Вопрос #28
В случае, если застройщик и заявитель (в качестве которого выступает проектная организация) разные лица, то кто указывается в заявлении о проведении государственной экспертизы, руководитель и бухгалтер какой организации подписывают такое заявление?
Ответ: Заявление о проведении государственной экспертизы составляет и направляет в организацию по проведению государственной экспертизы заявитель. в случае если застройщик (заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, в заявлении о проведении государственной экспертизы указываются идентификационные сведения, как о заявителе, так и о застройщике (заказчике) (подпункт «а» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).

Вопрос #29
1. Требуется ли в настоящее время проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (ОВОС) в соответствии с Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 для представления ее результатов на государственную экспертизу, если в отношении данной деятельности проведение государственной экологической экспертизы не требуется?

2. Является ли основанием для отказа в проведении государственной экспертизы проектной документации или для выдачи отрицательного заключения по ее результатам отсутствие в материалах ОВОС в составе проектной документации материалов общественных слушаний (приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372), если в отношении объекта, на который разработана данная проектная документация, в настоящее время не требуется проведение государственной экологической экспертизы?
Ответ: 1. Согласно пунктам 25(а) и 40(а) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, раздел «Мероприятия по охране окружающей среды» в составе представляемой на государственную экспертизу проектной документации должен содержать результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду.

2. Положение, утвержденное приказом Госкомэкологии от 16.05.2000 № 372, разработано во исполнение Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в отношении объектов государственной экологической экспертизы. Таким образом, требование указанного Положения о наличии в материалах ОВОС протоколов общественных слушаний не распространяется на проектную документацию, не подлежащую в соответствии с законодательством государственной экологической экспертизе, и не может являться основанием для отказа в проведении государственной экспертизы в отношении такой документации или для выдачи отрицательного заключения по ее результатам.

Вопрос #30
Как принимается на проведение государственной экспертизы в субъекте РФ проектная документация, по которой было выдано в 2008 отрицательное заключение в филиале Главгосэкспертизы? Как на повторную или первичную.
Ответ: В случае если проектная документация направляется на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, в отношении такой проектной документации проводится повторная государственная экспертиза (пункт 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145).

Вопрос #31
От филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» получены замечания по представленному проекту с предложением об их устранении в течение 10 дней. После устранения замечаний и представления откорректированных по указанным замечаниям материалов филиалом подготовлено отрицательное экспертное заключение, в котором отражены новые замечания, не указанные в ходе проведения государственной экспертизы. Правомерны ли действия филиала?
Ответ: Новые замечания могли быть выданы по вновь представленной документации, откорректированной в процессе устранения недостатков, выявленных при повторном рассмотрении.

Для решения вопроса о правомерности действий филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» в конкретной ситуации Вам следует направить письменное обращение в ФАУ «Главгосэкспертиза России» (г. Москва) с представлением всех сведений, имеющих отношение к проведению указанной государственной экспертизы.


Вопрос #32
Необходимо ли проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на реконструкцию опасного производственного объекта при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации?
Ответ: Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на реконструкцию опасного производственного объекта не предусмотрено. В соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы проектной документации среди прочего является оценка соответствия проектной документации требованиям промышленной безопасности.

Вопрос #33
Имеет ли право эксперт отражать в экспертном заключении замечание без указания ссылок на требования конкретных нормативных технических документов?
Ответ: Согласно подпунктам 6.1 и 6.2 Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных приказом Росстроя от 02.07.2007 № 188, каждый вывод о несоответствии в отношении в отношении результатов инженерных изысканий либо технической части проектной документации должен быть мотивирован и содержать ссылку на конкретный нормативный акт, его раздел, статью, пункт и т.д.

Пунктом 13 указанных Требований установлено, что заключение государственной экспертизы должно быть конкретным, объективным, аргументированным и доказательным, а формулировки выводов должны иметь однозначное толкование и соответствовать результатам экспертизы.


Вопрос #34
Каким нормативным правовым актом регламентировано проведение проверки достоверности определения сметной стоимости особо опасных, технически сложных объектов, финансирование строительства которых планируется осуществлять за счет собственных средств застройщика?
Ответ: Действующим законодательством Российской Федерации порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов, финансирование строительства которых планируется осуществлять за счет собственных средств застройщика без привлечения средств федерального бюджета, не регламентирован.

Одновременно сообщается, что ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалами в рамках своей уставной деятельности могут осуществлять проведение проверок достоверности определения сметной стоимости объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации и финансируемых за счет собственных средств, на основании соответствующих обращений застройщиков (технических заказчиков).

Однако сведения о заключениях, выданных по результатам таких проверок, не подлежат включению в реестр выданных ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалами заключений, ведение которого регламентировано приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2009 № 352 только применительно к объектам капитального строительства, финансируемым с привлечением средств федерального бюджета. Соответственно регистрационные номера в указанном реестре таким заключениям не присваивается.


Вопрос #35
Необходимо ли по действующему законодательству проходить экспертизу обоснований инвестиций и технико-экономических обоснований реконструкции и строительства на предприятиях алюминиевой промышленности? Существуют ли в настоящее время такие стадии проектирования, как «Обоснования инвестиций» и «Технико-экономические обоснования»?
Ответ: Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение государственной экспертизы обоснований инвестиций не регламентировано. Обоснование целесообразности осуществления проектных решений, выбора вариантов проектных решений на основании показателей экономической эффективности может быть выполнено только по инициативе застройщика или заказчика.

Вопрос #36
Необходимо ли представлять в составе проектной документации, направляемой на государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалы, раздел с перечнем мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму?
Ответ: Согласно части 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация следующих объектов должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму:

- объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

- опасные производственные объекты, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- особо опасные, технически сложные, уникальные объекты;

- объекты обороны и безопасности.

Соответственно, ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалы при проверке представленной на государственную экспертизу проектной документации по вышеуказанным объектам требует наличия в ней раздела с перечнем мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму.

Опасные производственные объекты определяются в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».


Вопрос #37
Какая стадия разработки проектной документации («Проект» или «Рабочий проект») принимается на государственную экспертизу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.
Ответ: Действующим Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, стадийность представляемой для проведения государственной экспертизы проектной документации не регламентирована. В соответствии с указанным Положением проектная документация представляется на государственную экспертизу в соответствии с составом разделов этой документации и требованиями к их содержанию, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, независимо от стадии проектирования.

Вопрос #38
Организация разработала проект на строительство отдельно стоящего административного здания общей площадью 1500 квадратных метров, количество этажей – 2. Согласно пункту 2 статьи 49 Градостроительного кодекса государственная экспертиза в отношении такого объекта не проводится. Однако, газораспределительной организацией выданы технические условия на газоснабжение здания, в которых указана точка подключения – газопровод среднего давления. Для снижения давления газа необходимо предусмотреть установку шкафного газорегуляторного пункта с устройством обогрева. Разработан раздел проекта по прокладыванию наружного газопровода. Просим разъяснить следующее: государственная экспертиза проводится на весь указанный объект строительства (административное здание) или исключительно на проект по наружному газопроводу?
Ответ: Наружный газопровод, предназначенный для газоснабжения проектируемого административного здания, не может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства этого здания. Таким образом, в соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, газопровод не может рассматриваться как отдельный этап строительства.

В случае если строительство указанного газопровода планируется осуществить за пределами границ земельного участка административного здания либо параметры давления газопровода превышают параметры, установленные для особо опасных и технически сложных объектов пунктом 11(а) части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственной экспертизе подлежит проектная документация в целом по административному зданию (включая проектируемый наружный газопровод).

Вопрос #39
Требуется ли в составе направляемых на государственную экспертизу документов представлять архитектурно-планировочное задание?
Ответ: В соответствии с пунктами 13-16 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (в редакции согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 970), архитектурно-планировочное задание не входит в перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы.

Одновременно сообщается, что Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 11 статьи 48) не предусматривает подготовку проектной документации на основании архитектурно-планировочного задания.


Вопрос #40
Может ли организация по проведению государственной экспертизы отказать в рассмотрении проектной документации, подготовленной иностранной фирмой с отступлениями от требований ГОСТ Р 21.1101-2009 в части оформления штампов чертежей и их маркировки?
Ответ: Нормативные требования к выполнению и оформлению текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, установлены национальным стандартом ГОСТ Р 21.1101-2009 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации», включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р).

Согласно пункту 24 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, несоответствие проектной документации требованиям технических регламентов не является основанием для отказа в принятии такой проектной документации на государственную экспертизу.

На основании части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов (в том числе требованиям ГОСТ Р 21.1101-2009) является предметом экспертизы и осуществляется в процессе рассмотрения представленной проектной документации.


Вопрос #41
Возможно ли проведение экспертизы утверждаемой части проекта строительства нового производства на действующем предприятии до разработки рабочей документации?
Ответ: Согласно законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства.

Представляемая для проведения экспертизы проектная документация должна быть разработана в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

Рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий, разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, и не подлежит государственной экспертизе.


Вопрос #42
В технических условиях на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (ТУ) указано на необходимость согласования проекта присоединения с организацией, выдавшей ТУ. Требуется ли представление такого согласования в составе документов, направляемых для проведения государственной экспертизы?
Ответ: Согласно части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать согласования проектной документации, не предусмотренные указанным Кодексом. Кроме того, Положением об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, согласование представляемой для проведения государственной экспертизы проектной документации в организациях, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не предусмотрено.

Вопрос #43
В соответствии с подпунктом «к» пункта 35 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в графической части проекта следует представлять план и продольный профиль трассы с инженерно-геологическим разрезом с указанием пикетов, углов поворота и т.д. То есть фактически необходимо представлять комплект рабочих чертежей по линейной части трубопровода. В случае если трасса трубопровода составляет сотни километров, объем такой документации будет очень значительный. Кроме этого необходимо длительное время на выполнение инженерных изысканий и подготовку чертежей, что в целом задержит срок реализации проекта.

В связи с этим прошу уточнить, действительно ли необходимо предоставлять графическую часть по всей трассе трубопровода, или достаточно ее представления только по наиболее сложным участкам (пересечения водотоков, инженерных коммуникаций и др.), а всю трассу выполнить на картах М 1:25000 с представлением сжатого профиля с сокращенным перечнем сведений?

Ответ: Представляемая на государственную экспертизу проектная документация должна быть подготовлена в полном соответствии с требованиями к составу и содержанию разделов, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87. Положением, утвержденным указанным постановлением, возможность выборочной подготовки проектной документации применительно к отдельным частям объекта не предусмотрена.

Также обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий не допускаются.


Вопрос #44
Ранее нами было получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. Есть ли возможность получить копию такого заключения? Какова процедура получения копии?
Ответ: Количество экземпляров заключения, выдаваемых заявителю по результатам государственной экспертизы, устанавливается договором на выполнение экспертных работ.

В случае утраты заключения государственной экспертизы заявитель вправе получить в организации по проведению государственной экспертизы дубликат этого заключения. Выдача дубликата осуществляется бесплатно в течение 10 дней с даты получения указанной организацией письменного обращения (пункт 43 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).


Вопрос #45
Предусмотрено ли сокращение срока проведения повторной государственной экспертизы?
Ответ: Согласно пункту 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Положением для проведения первичной государственной экспертизы.

Вопрос #46
Согласно пункту 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации. Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 28–31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

Означает ли это, что разделы «Проект организации строительства», «Смета на строительство», «Пожарная безопасность», «Инженерное оборудование» на любой объект капитального строительства (в случае если заказчик не желает) могут не разрабатываться и соответственно не включаться в состав проектной документации, направляемой на государственную экспертизу?

Ответ: Действие пункта 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, распространяется на разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, указанные в соответствующих пунктах 23, 28-31, 38 и 42 Положения, а именно:

- раздел 6 «Проект организации строительства» и раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения – пункты 23, 28-31 Положения;

- раздел 5 «Проект организации строительства» и раздел 9 «Смета на строительство» проектной документации на линейные объекты капитального строительства – пункты 38 и 42 Положения.

При этом обращаем внимание, что состав разделов проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, определен частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой в состав проектной документации, независимо от желания застройщика (технического заказчика), включаются: сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений; проект организации строительства объектов капитального строительства; перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.


Вопрос #47
Имеет ли право организация государственной экспертизы выполнять оценку проектной документации на предмет ее соответствия требованиям сводов правил (СНиП)? Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, а не сводов правил и иных нормативных документов.
Ответ: Согласно статье 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

На основании части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» ФАУ «Главгосэкспертиза России» при проведении государственной экспертизы проектной документации осуществляет экспертную оценку проектной документации на предмет ее соответствия требованиям стандартов и сводов правил, включенных в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2010 № 2079, требованиям иных технических регламентов в части, не противоречащей требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», либо требованиям согласованных в установленном порядке специальных технических условий, разработанных для подготовки соответствующей проектной документации.

Согласно пункту 27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.


Вопрос #48
Какую дату следует принимать при применении положений подпункта «ж» пункта 2 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 в редакции постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87: 1) дату заключения договора; 2) дату начала выполнения работ указанную в договоре (календарном плане) или 3) фактическую дату начала выполнения работ после получения всех технических условий?
Ответ: При проведении государственной экспертизы проектной документации дата начала разработки проектной документации определяется по дате начала выполнения работ, указанной в договоре на проектирование, либо при отсутствии в договоре указания начала выполнения работ – по дате заключения договора.

Вопрос #49
В процессе подготовки проектной документации застройщик изменил организационно-правовую форму хозяйствующего субъекта (с ЗАО на ООО). Исходно-разрешительная документация, послужившая основанием для подготовки проектной документации, была выдана в отношении первоначальной формы (ЗАО). Разъясните, пожалуйста, не будет ли проблем с проведением государственной экспертизы проектной документации, если заявление о ее проведении будет подано от имени ООО?
Ответ: Для проведения государственной экспертизы проектной документации следует представить документы, подтверждающие правопреемство общества с ограниченной ответственностью (ООО) в отношении проектируемого объекта капитального строительства.

Вопрос #50
ФАУ «Главгосэкспертиза России» в ходе проведения государственной экспертизы направило заявителю замечания по рассмотренной проектной документации и установило 10-дневный срок представления откорректированных материалов. Обязан ли заявитель устранять указанные замечания в установленный срок и возможно ли продление срока устранения замечаний, а также срока проведения государственной экспертизы по просьбе заявителя?
Ответ: В договорах о проведении государственной экспертизы, заключаемых в ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалах, предусматривается возможность заявителю оперативно вносить изменения в проектную документацию в ходе проведения государственной экспертизы. Такое внесение изменений осуществляться в порядке, установленном договором (пункт 31 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145), и в сроки, определяемые организацией по проведению государственной экспертизы в зависимости от сложности и объема предполагаемых изменений. В случае нарушения заявителем установленного срока представления откорректированной проектной документации организация по проведению государственной экспертизы оставляет за собой право приступить к подготовке отрицательного заключения.

Максимальные сроки проведения государственной экспертизы установлены пунктом 29 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145. Действующим порядком продление указанных сроков не предусмотрено.


Вопрос #51
В составе представляемых на государственную экспертизу документов (пункты 13-16 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 970)) отсутствуют документы в отношении земельного участка и градостроительный план земельного участка. Теперь указанные документы не требуются?
Ответ: С 1 июля 2008 года вступил в силу пункт 11 Положения о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, согласно которому раздел «Пояснительная записка» в составе представляемой на государственную экспертизу проектной документации должен содержать копии документов, указанных в подпункте «б» пункта 10 данного Положения. В числе таких документов указаны утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, а также документы об использовании земельных участков (на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются), выданные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Вопрос #52
Организация по проведению государственной экспертизы потребовала представить на рассмотрение санитарно-эпидемиологическое заключение на проект расчетной санитарно-защитной зоны с учетом акустического воздействия (технологическое оборудование, инженерное оборудование, транспорт) для ночного и дневного времени. Правомерно ли такое требование, если в перечне представляемых на экспертизу документов такого проекта нет?
Ответ: Согласно пункту 12(б) Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, раздел 2 в составе представляемой на государственную экспертизу проектной документации должен содержать документацию по обоснованию размеров санитарно-защитной зоны.

В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для действующих объектов, размеры санитарно-защитной зоны которых не соответствуют нормативным требованиям, администрацией предприятий составляются планы мероприятий по организации санитарно-защитной зоны, которые согласовываются учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.


Вопрос #53
Финансирование строительства, реконструкции объекта капитального строительства предполагается осуществлять за счёт средств федерального бюджета (по федеральной целевой программе). Допускается ли проводить экспертизу соответствующих проектной документации и результатов инженерных изысканий в организации по проведению государственной экспертизы субъекта Российской Федерации?
Ответ: Согласно части 4.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае если проектируемый объект не относится к объектам, определенным пунктом 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий по такому объекту проводится органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственным ему учреждением.

При этом, на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427 и от 18.10.2010 № 845, одновременно с проведением государственной экспертизы такой проектной документации органом, уполномоченным на проведение государственной экспертизы, проводится проверка достоверности определения сметной стоимости соответствующего объекта.


Вопрос #54
Мы являемся организацией, занимающейся разработкой проектной документации. В настоящее время подготовка проектной документации завершена и требуется проведение государственной экспертизы. На ком лежит обязанность по обращению за проведением экспертизы, если в договоре на разработку документации между заказчиком и исполнителем такая обязанность не закреплена?
Ответ: В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация направляется на государственную экспертизу заказчиком либо застройщиком.

Согласно пункту 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, заявителем на проведение государственной экспертизы может являться заказчик, застройщик либо уполномоченное кем-либо из них лицо.


Вопрос #55
Является ли обследование технического состояния зданий и сооружений инженерными изысканиями? Может ли быть проведена государственная экспертиза только обследования здания?
Ответ: Согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20, обследования состояния строительных конструкций зданий и сооружений относятся к специальным видам инженерных изысканий.

В соответствии с пунктом 13(е) Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий следует представлять результаты инженерных изысканий в составе и объеме, предусмотренным программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания заказчика с учетом требований технических регламентов.


Вопрос #56
Генеральный проектировщик на стадии производства работ вносит изменения в проектную документацию. Необходима ли повторная экспертиза проектной документации?
Ответ: Согласно части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при отклонении параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции такого объекта, такая проектная документация подлежит повторному утверждению застройщиком или заказчиком после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу.

Вопрос #57
Необходимо ли при направлении документов на государственную экспертизу в составе проектной документации представлять сметный раздел, в случае если финансирование объекта строительства производится за счет собственных средств заказчика?
Ответ: Согласно пункту 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в случае если финансирование строительства объекта планируется осуществлять за счет собственных средств заказчика, необходимость и объем разработки раздела «Смета на строительство» определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. Представление указанного раздела в составе документов для проведения государственной экспертизы в этом случае законодательством о градостроительной деятельности не регламентировано.

Применительно к объектам капитального строительства, финансируемым полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, раздел «Смета на строительство» разрабатывается в полном объеме. При этом отмечается, что оценка соответствия сметной документации не является предметом государственной экспертизы. Сметная документация, представленная в составе проектной документации по объекту, финансируемому с привлечением бюджетных средств, рассматривается в процессе проверки достоверности определения сметной стоимости, проводимой в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427.


Вопрос #58
Требуется ли проведение государственной экспертизы в отношении документации по обоснованию инвестиций?
Ответ: Действующим законодательством о градостроительной деятельности проведение государственной экспертизы в отношении предпроектной документации по обоснованию инвестиций не регламентировано.

Вопрос #59
Какими нормативными документами определены требования к составу, содержанию и порядку оформления заключений государственной экспертизы?
Ответ: Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждены приказом Росстроя от 02.07.2007 № 188.

Вопрос #60
Обязательно ли при передаче проектной документации на экспертизу предоставление документации на электронном носителе и является ли отсутствие документации на электронном носителе основанием для отказа в приемке документации?
Ответ: В соответствии с пунктом 18 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, документы для проведения государственной экспертизы представляются на бумажном носителе или в форме электронных документов с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (при наличии соответствующей технической возможности). При этом представляемые заявителем электронные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Кроме того, в договоре о проведении государственной экспертизы может быть предусмотрено, что проектная документация и результаты инженерных изысканий могут представляться одновременно и на бумажном носителе, и в электронной форме. Так, в целях обеспечения оперативного рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий договором на выполнение экспертных работ, заключаемым в ФАУ «Главгосэкспертиза России», предусматривается представление двух экземпляров документации на бумажном носителе и одного экземпляра документации в форме электронных документов.


Вопрос #61
Заказчик определил заявителем на проведение государственной экспертизы генподрядную строительную организацию. Необходимо ли в такой ситуации заявителю иметь лицензию на выполнение функций заказчика-застройщика для представления проектной документации на государственную экспертизу? Требуется ли внесение изменений в утвержденное задание на проектирование в части указания в нем заявителя?
Ответ: Согласно пункту 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, заявителем в организацию по проведению государственной экспертизы помимо заказчика или застройщика может выступать любое уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с соответствующим заявлением. Пунктом 13(и) указанного Положения установлено, что, в случае если заявитель не является заказчиком (застройщиком), его полномочия действовать от имени заказчика (застройщика) должны быть подтверждены документами, в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально.

Вопрос #62
Какие разрешительные документы, представляемые для принятия проекта на экспертизу, должны быть заверены нотариально?
Ответ: Пунктом 11 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, установлено, что к пояснительной записке в составе проектной документации должны быть приложены документы, указанные в подпункте «б» пункта 10 указанного Положения, либо копии этих документов, оформленные в установленном порядке.

За разъяснением о порядке применения указанного Положения рекомендуем обратиться в Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 2(а) постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87).


Вопрос #63
Почему в ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалах договор на проведение государственной экспертизы применительно ко всем объектам заключается на максимальный установленный законодательством срок? Почему при этом не учитывается сложность объекта капитального строительства?
Ответ: Договорами, заключаемыми в ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалах, устанавливается максимально допустимый законодательством срок проведения государственной экспертизы с тем, чтобы в процессе ее проведения заявителю могла быть предоставлена возможность осуществлять оперативное внесение изменений в проектную документацию в порядке, установленном договором.

В случае определения по результатам рассмотрения полного соответствия проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий установленным требованиям экспертные работы в отношении указанных материалов могут быть завершены досрочно (то есть до наступления официально установленной договором даты окончания государственной экспертизы) с выдачей положительного заключения.


Вопрос #64
Может ли проектная документация по объектам, не указанным в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (то есть, подлежащая государственной экспертизе в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направляться на государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России» или его филиалы?
Ответ: В соответствии с пунктом 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится проведение государственной экспертизы проектной документации только в отношении указанных в этом пункте объектов капитального строительства.

Полномочия по проведению государственной экспертизы проектной документации иных объектов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалы не вправе принимать для проведения государственной экспертизы проектную документацию по объектам, не указанным в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением олимпийских объектов, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета или за счет средств Госкорпорации «Олимпстрой» либо полностью за счет средств иных юридических лиц, полномочия по проведению государственной экспертизы в отношении которых установлены частью 12 статьи 14 Федерального закона от 01 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Вопрос #65
Кто принимает решение о необходимости направления проектной документации на государственную экспертизу? Может ли ФАУ «Главгосэкспертиза России» выдать заключение об отсутствии необходимости проведения государственной экспертизы в отношении той или иной проектной документации?
Ответ: Необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации по объектам капитального строительства установлена частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации направление проектной документации на государственную экспертизу является прерогативой заказчика или застройщика, который с учётом характеристик и параметров проектируемого объекта капитального строительства и в соответствии с критериями, установленными частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 указанного Кодекса, определяет необходимость её направления, а в соответствии с положениями частей 3.4, 4.1 и 4.2 статьи 49 – экспертную организацию, куда должна быть направлена соответствующая проектная документация.

При этом заказчик или застройщик принимает решение о направлении проектной документации на государственную экспертизу, руководствуясь исключительно законодательными положениями. Подготовка организациями по проведению государственной экспертизы заключений об отсутствии необходимости проведения государственной экспертизы действующим законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрена.

На основании изложенного ФАУ «Главгосэкспертиза России» не вправе выдавать упомянутые заключения, а также каким-либо иным образом определять вместо заказчика или застройщика необходимость направления проектной документации на государственную экспертизу.


Вопрос #66
В ходе проведения государственной экспертизы проектной документации в областной (республиканской, краевой, окружной) экспертной организации заявитель столкнулся с нарушениями, допущенными сотрудниками этой организации. В какой надзорный орган заявителю необходимо обратиться с жалобой на их действия? Может ли ФГУ «Главгосэкспертиза России» инспектировать деятельность региональных экспертных организаций?
Ответ: На основании пункта 3 части 3 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 670 «О Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству»Функции контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий (в том числе полномочий по проведению государственной экспертизы) возложены на Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой). Во исполнение возложенных функций Госстрой наделен правом направления в соответствующие органы государственной власти предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

Вопрос #67
Проектной документацией предусмотрено возведение незначительного по габаритам производственного объекта в пространственных металлических конструкциях на свайном основании. Конструкции монтируются с помощью болтовых соединений и в любой момент могут быть разобраны. Будет ли считаться проектируемый объект объектом капитального строительства и будет ли принята проектная документация по такому объекту на государственную экспертизу? Не является ли такой объект временным объектом некапитального строительства, проектная документация по которому не подлежит государственной экспертизе.
Ответ: При решении вопроса об отнесении к объектам капитального строительства проектируемый объект следует рассматривать в общем комплексе его признаков, включая единство возводимых конструкций, цели возведения объекта, а также наличие факторов воздействия результатов его возведения на окружающую среду в течение всего жизненного цикла объекта.

Так, в случае, если результатом создания объекта является некая строительная система, состоящая из несущих конструкций и предназначенная для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей и (или) перемещения людей и грузов, такой объект, как сооружение, является объектом капитального строительства (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), и применительно к нему осуществляется подготовка проектной документации (часть 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Касательно упомянутого в вопросе объекта следует в первую очередь учитывать, что для его возведения требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ (по устройству заглубленных фундаментов, возведению несущих конструкций и подводке инженерных коммуникаций), оказывающих воздействие на природную среду, а целью его создания является выполнение им определенных производственных процессов (функций).

При этом отмечается, что в федеральном законодательстве о градостроительной деятельности отсутствуют такие понятия, как «временный объект», «объект некапитального строительства» или «временный объект некапитального строительства». К объектам капитального строительства не относятся лишь постройки наподобие киосков, навесов и т.п.


Вопрос #68
Частью 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или заказчика. На каком основании экспертная организация требует представления на государственную экспертизу материалов инженерных изысканий, не предусмотренных заданием заказчика и программой инженерных изысканий?
Ответ: Согласно пункту 17 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Правительством Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, организация по проведению государственной экспертизы вправе дополнительно истребовать от заявителя представления материалов инженерных изысканий.

При выявлении в результатах инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), которые не позволяют сделать выводы о соответствии либо несоответствии проектной документации результатам инженерных изысканий и результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, организация по проведению государственной экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о выявленных недостатках и устанавливает при необходимости срок для их устранения.

Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с частью 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации критериями при определении необходимости выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состава, объема и метода их выполнения наряду с заданием заказчика и программой инженерных изысканий являются требования соответствующих технических регламентов. При составлении задания на выполнение инженерных изысканий и программы инженерных изысканий необходимо также учитывать:

- вид и назначение проектируемого объекта капитального строительства, его конструктивные особенности, техническую сложность и потенциальную опасность;

- стадию архитектурно-строительного проектирования;

- сложность топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории строительства и степень их изученности.


© 2007-2011, ФАУ "Главгосэкспертиза России". Все права защищены.

адрес: 101990, Москва, Фуркасовский пер., д.6
тел..: (495) 625-75-46
факс: (495) 624-67-49
e-mail: info@gge.ru